Финишная линия Vision для отделки этикетки в демозале «НИССА Центрум»

«НИССА Центрум» продолжает системное расширение ассортимента поставок оборудования для производства этикетки, как цифровой, так и флексо. Очередным пополнением демозала стала 8-метровая финишная линия, а после «УпакЭкспо», где свою продукцию представит партнёр российского поставщика — китайская компания GoldenLaser, шоурум пополнится лазерной высечкой этого производителя.

Финишная линия Vision для отделки этикетки в демозале «НИССА Центрум»
Финишная линия Vision для отделки этикетки в демозале «НИССА Центрум»

В преддверии выставки и накануне нового года мы побеседовали с директором по развитию «НИССА Центрум» Михаилом Кувшиновым, который дал ряд оценок рынка и рассказал об уникальном ассортименте компании для этикеточных производств разного масштаба. Разговор начался с Vision, чья новая линия установлена в демозале и впечатляет не только своими размерами, но и уникальным оснащением.

— Михаил, как вы выбрали этот бренд и из каких соображений остановились на нём?
— Если честно, я очень не люблю ситуацию, когда у меня есть только вариант А. И бизнесе, и в жизни я стремлюсь иметь вариант Б, В и желательно и Г. Соответственно, ещё когда у нас отлично шёл бизнес с HP Indigo и AB Graphic, я с интересом рассматривал, что делают в этой сфере остальные производители, включая китайских.

Мне хватало и времени и любопытства отслеживать всё, что представлено на рынке. Vision отличается от других производителей тем, что это компания даже не с нулевым, а с отрицательным уровнем маркетинга при потрясающем уровне производственных компетенций, даже по общемировым меркам. Это связано с тем, чем компания занималась.

Основной её бизнес на протяжении многих лет — ODM-производство в области оборудования для полиграфии и производства упаковки. ODM (Original Design Manufacturer) — это люди, которые могут реализовывать в железе хотелки других людей, заказчиков, часто в небольших сериях и достаточно экономично, вообще не занимаясь собственным брендингом и маркетингом, не тратя на это ресурсы.

На протяжении нескольких лет я общался с различными китайскими компаниями, беседовал с дилерами в других странах, поскольку благодаря тому, что мы работали с HP Indigo, имелись контакты массы поставщиков в данном секторе рынка со всего мира. Присмотреться к данной марке меня подвиг очень хороший отзыв из Мексики. И после того как вариант А превратился в тыкву, подсветился вариант Б, и в мае 2022 года мы подписали контракт.

Vision может производить почти что угодно. Производит, к примеру, высекальные прессы. А также бессольвентные ламинаторы, офсетные и флексографские печатные машины. И при этом ноль маркетинга. Меня это очень устроило. Потому что маркетинг мы умеем сами. А в стоимости западного оборудования, что не секрет, он составляет около половины.

— Каковы ваши результаты за прошедшие полтора года продвижения Vision на российский рынок?
— Грех скрывать, что в той нише, которая меня интересовала (финишные линии и машины для цифровой этикетки), мы занимаем за 2022 и 2023 годы твёрдое первое место. При этом у нас есть совершенно разные инсталляции. Есть просто машины, которые долбят пустышку на максимальной скорости, и есть совершенно вычурные линии — мы строим крайне интересные системы, к примеру, с цифровой фольгой.

Главное отличие Vision в том, что это модульные линии, которые работают из рулона в рулон и при этом могут модифицироваться в поле. Как вагоны в составе, можно расцепить и вставить между ними дополнительный. Есть простые машины, они обеспечивают базовую функциональность. И есть линии, которые могут реализовывать произвольный набор пожеланий. Например, иметь в своём составе три трафаретных секции. К тому же, как нам известно из практики, потребности клиента со временем меняются, и в этом случае мы можем модифицировать линию Vision в соответствии с новыми требованиями.

И это в ряде случаев удобнее, чем коробочные решения. Мировой опыт показывает, что системы
в линию, собранные из элементов разных производителей, редко оказываются экономически оправданными, на стыке рельсов колёса стучат. К примеру, в Петербурге, как известно, в «ОКИЛ», ведущей этикеточной типографии в России, полдюжины цифровых печатных машин обслуживает девять отделочных линий, и они работают отдельно. Это эффективно. Есть там и западный гибрид, но он один. Отмечу, однако, что сейчас, из-за появления возможности встроить цифровую фольгу в ЦПМ как ещё один цвет, к гибридам поднялась волна интереса, о продаже первого такого в «Верже» мы уже объявили. Но это отдельная тема.

Финишная линия Vision для отделки этикетки в демозале «НИССА Центрум»
Блоки горячего плоского (на фото слева) и холодного полуротационного (фото справа) тиснения фольгой. Одно из важнейших назначений линии — демонстрация различия между разными технологиями эффектов облагораживания

— А были в вашей практике запросы на изменение конструкции продуктов?
— Российские производственные реалии хоть и не сильно, но отличаются и от китайских, и от европейских. Изменить что-то в конструкции машины по запросу крупного российского партнёра могут и западные компании, но рассматривать будут долго, а реализовывать, если согласятся, ещё дольше. А Vision в этом нас поразил.

Недавний пример — в линии модуль резки в ручьи был расположен на высоте сантиметров 50 от пола, в расчёте на рост китайского оператора, нашим неудобно. Настраивать приходится стоя на коленях.

Я предложил поднять его. Но тогда, говорит производитель, не будет работать опция рубки в лист. Ну и пусть, говорим мы, она пока ни разу не заказывалась нашими клиентами. И через три месяца (!) после нашей дискуссии модифицированная машина стояла на нашем стенде на «Росупаке». Денег за доработку не взяли. Сказывается опыт ODM-производства, где постоянный учёт хотелок заказчика — норма. Сделать что-то подобное с западными компаниями немыслимо. Это занимает годы. А здесь три месяца от первого разговора до железа!

Такая же история была с гибридом. Ещё год назад я убеждал HanGlobal, что им надо ускориться и давать дополнительные цвета. Они сделали это и пошли дальше, добавили фольгу. Поэтому китайцы… они — другие. Очень оперативны в области железа, чего, впрочем, не скажешь о софте.

— Что представляет собой установленная в вашем демозале вместе с этикеточной ЦПМ LabStar линия Vision?
— Любая финишная линия — это набор-конструктор. В нём есть обязательные модули, обеспечивающие работоспособность, такие как размотка и намотка, равнение полотна и его очистку, коронатор. И функциональные, выполняющие облагораживание, — нанесение тактильных и визуальных элементов, и конвертинг — механическое изменение материала.

Разнообразные возможности облагораживания в нашей демоконфигурации наиболее богаты. Только станции нанесения фольги три. Это не значит, что все три будут обязательно задействованы в одной работе, хотя такое и возможно. Задача именно продемонстрировать. Потому что словами объяснить, в чём отличие горячей фольги под давлением от холодной не проще, чем рассказать об отличиях разных вин на вкус. Надо даже не увидеть самому — пощупать. А третья станция фольги входит в группу для купольной металлизации, также известной как силк фойл. Здесь сначала шелкографией создаётся рельеф, подсушивается УФ, затем на рельеф с использованием специального вала наносится фольга. Результат — рельефные металлические элементы на этикетке, крайне привлекательные и на вид, и на ощупь.

Финишная линия Vision для отделки этикетки в демозале «НИССА Центрум»
Пример этикетки с купольной металлизацией

Естественно, это базовое предназначение — но гибкость реализации создаёт множество других вариантов. Например, шелкографию можно использовать и самостоятельно, и это востребованный вариант, не зря есть инсталляции финишных линий с тремя (!) станциями шелкографии. А в секцию холодной фольги, и не только, входит флексосекция, которую также можно использовать многими способами — для нанесения выборочного лака или для ламинации, к примеру. Мы хотели иметь именно возможность максимально продемонстрировать возможности. Поставить в демо базовую конфигурацию – много ума не надо.

Конвертинг в нашей линии, конечно, более традиционный. Потому что высекать и удалять облой надо всегда, а резать в ручьи и наматывать на два вала — почти всегда. Высечка у нас полуротационная, что позволяет на одном магнитном валу закреплять ножи для широкого диапазона раппортов (грубо — периодов повторения дизайна). Резка в ручьи реализована как дисковыми ножницами, так и ножами-лезвиями. Потому что для разных материалов предназначены разные инструменты. И мы считаем своей обязанностью показать предметно, какие для чего будут оптимальны.

Финишная линия Vision для отделки этикетки в демозале «НИССА Центрум»
Узел плоского тиснения фольгой. Пульт управления блоком. Матрица горячего тиснения, монтажное положение

— То есть конфигурация линии отличается от того, что вы реально поставляете клиентам в сторону усложнения?
— Почему мы установили у себя машину? Потому что хотим показывать клиентам её возможности на реальных материалах и файлах. Точно так же, как мы показываем в реальной работе цифровую печатную машину LabStar, которая установлена рядом. Можно отпечатать на протестированных нами материалах на ЦПМ и тут же запустить финиш, или клиент может привезти свои.

Вовсе необязательно все возможности нужны каждому заказчику. Но чёткое и предметное понимание, какие именно возможности нужны заказчику, совершенно необходимо. Но, кстати, среди наших инсталляций Vision MDF 330 есть и более сложные примеры.

Мы хотим убедительно показать возможности поставляемых нами решений, поскольку не все готовы на слово верить поставщику, когда он предлагает незнакомые китайские решения. Мы это понимаем и предпочитаем показывать на практике. И показывать финиш Vision мы планируем долго, по крайней мере до «РосУпака». Причём не факт, что именно в этой конфигурации. Как я говорил выше, линия может быть легко модифицирована. Демозал у нас не для того, чтобы продать конкретную машину, а для того, чтобы поддерживать лидерство на рынке.

В конце января к ЦПМ и финишной линии прибавится лазерная высечка от компании GoldenLaser, которая представит свои устройства на «УпакЭкспо», где будет листовое и рулонное оборудование, о котором мы на выставке всё подробно расскажем.

— Насколько помню, вы пророчили большое будущее лазерной высечке этикетки?
— Один из лидеров китайского лазерного машиностроения, компания GoldenLaser — это ещё одна звезда в нашем портфолио. Они фокусируются на заявленных в названии технологиях и способны производить уникальные вещи, в том числе малосерийном исполнении и единичных экземплярах. К примеру, недавно отгрузили устройство сверхширокого формата с тремя лазерными головками, сделанное на заказ крупного производителя самоклеящихся материалов.

Эта технология, как мне представляется, станет очередным большим трендом в производстве цифровой этикетки. Отпадает необходимость в изготовлении штампов для высечки (а это весьма существенная экономия денег и времени), если сравнивать с аналоговыми решениями.

В сравнении с ними и режущими плоттерами, бум которых мы сейчас наблюдаем, лазер более точен и обеспечивает большую скорость. Режущие плоттеры достаточно медленны для производительности, которую обеспечивают этикеточные цифровые машины. Кроме того, вариативным может быть не только содержание, но и сама форма этикетки. И лазер позволяет это делать.

Современные лазеры режут всё — фольгу, прозрачные плёнки и всё остальное, что используется в этикетке. Единственное, что я не рекомендовал бы резать, это PVC, потому что при лазерной резке поливинилхлорида выделяется диоксин. И ещё нужно тестировать полиэтиленовые плёнки, некоторые из них после резки имеют свойство затягиваться обратно.

— Таким образом, у «НИССА Центрум» сформирована полная линейка для производства узкорулонной цифровой этикетки, и не только цифровой, насколько известно.
— Мы люди бизнеса. Пришли на рынок, чтобы зарабатывать деньги, и знаем для этого только один способ — обеспечивать бизнес наших клиентов наилучшими решениями. Поэтому, если мы видим возможности, мы расширяемся дальше. Так, сейчас, после полугодовых смотрин с известной китайской компанией Label Source Printing Machine Co., мы договорились ударить по рукам и будем поставлять их флексомашины, которых за январь-ноябрь 2023 года они продали уже 84, что существенно больше, чем у кого бы то ни было из их конкурентов. Приятно работать с лидерами.

— Как вы оцениваете перспективы развития рынка цифровой этикетки в целом?
— Начнём с того, что люди могут перестать читать и писать, но не есть и пить. А значит этикетка и упаковка будут востребованы ещё очень и очень долго. При этом производителей товаров много и все они стремятся выделяться, отличаться, запоминаться, что приводит к постоянному усложнению этикетки и упаковки на фоне сокращения тиражей. Так что перспективы у нашего рынка замечательные, гораздо лучше, чем у рынка, скажем, газет и журналов.

Но, кроме потребности, необходима возможность. К счастью, санкционное давление, хотя и очень сильно переформатировало доступные на российском рынке цифровые решения, не смогло реализовать свою цель и удушить российского производителя этикетки и упаковки. Ни в цифровой, ни в аналоговой отрасли. Оказалось, что Китай способен предложить достаточное разнообразный набор технологий для развития, а не просто выживания.

Ну и, в-третьих, типографиям нужно не просто оборудование, а решения, поддержанные сервисом и поставками запасных частей. И в цифровом производстве требования к бесперебойности ещё выше. Перспективы у модели купи-продай в нашей сфере деятельности нет.

Мы сохранили лидерство на рынке после смены поставщиков прежде всего за счёт мощной собственной сервисной инфраструктуры. В частности, «НИССА Центрум» давно сократила филиалы по России — но только их продающую часть. А сервис-инженеры и региональные склады запчастей есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Йошкар-Оле.

Беседовал Александр Шмаков
Опубликовано в журнале «Индустрия печати», №1 2024

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru