Агентство Apenberg & Partner задалось вопросом — как себя чувствует немецкая упаковочная промышленность? Статистика показывает, что количество компаний в упаковочной отрасли сокращается. При этом число сотрудников, занятых в отрасли, увеличилось по сравнению с 2015 годом примерно на 10%. Рост числа сотрудников характерен в основном для компаний со штатом от 100 до 499 человек. Объём продаж продукции упаковочной промышленности имел в целом положительную динамику c 2015 года и существенно вырос в 2020 и 2021 годах. Это развитие является результатом как увеличения спроса, так и роста цен.
В 2021 году в упаковочной отрасли Германии насчитывалось 723 компании, что на 46 меньше, чем в 2015 году. В среднем количество компаний сокращается примерно на один процент в год. Количество компаний с 500 и более сотрудниками оставалось постоянным с 2015 по 2021 год (5 компаний). За тот же период количество компаний со штатом от 100 до 499 сотрудников увеличилось на 11 фирм (до 157, почти на 8%). Компании со 100 и менее сотрудниками выбывали с рынка и особенно сильно пострадали предприятия, в чьём штате было от 10 до 19 человек. Их число сократилось почти на 20% за два года пандемии.
Число компаний со штатом от 100 до 499 сотрудников за рассматриваемый период увеличилось почти на 8%. В целом количество людей, занятых в упаковочной промышленности, немного увеличилось с 48 628 до 49 075 за период с 2015 по 2021 год. Две трети работников упаковочной промышленности работают в компаниях со штатом от 100 до 499 человек.
Увеличение числа сотрудников в упаковочной промышленности происходит исключительно за счет увеличения числа сотрудников в компаниях от 100 до 499 сотрудников. Во всех других размерах компаний с 2015 года наблюдается сокращение числа сотрудников. До сих пор пандемия короны лишь незначительно повлияла на увеличение количества сотрудников в упаковочной промышленности. Единственными исключениями здесь являются компании со штатом от 10 до 19 сотрудников и, в меньшей степени, с числом сотрудников от 100 до 499 человек.
В немецкой упаковочной промышленности вместо множества мелких компаний появляется все больше и больше крупных компаний. Сочетание меньшего количества компаний и в то же время большего количества сотрудников в отрасли показывает, что слияния, поглощения и внутренний рост приводят к меньшему количеству занятых и укрупнению бизнеса.
Как развивалась упаковочная промышленность во время пандемии по сравнению с экономикой Германии? Для этого Apenberg & Partner сравнили валовой внутренний продукт Германии и объём и стоимость произведенной типографиями упаковочной продукции.
В 2021 году валовой внутренний продукт Германии увеличился примерно на 3% по сравнению с 2020 годом и составил 3186 миллиардов евро (примерно на 60 млрд евро меньше по сравнению с 2019 годом). Если судить по валовому внутреннему продукту, экономика Германии восстановилась примерно на 60% после последствий пандемии коронавируса.
На рисунке 2 показаны объёмы продаж упаковочной промышленности с 2015 по 2021 год для сегментов этикеток, складных коробок, дисплеев, а также коробок из гофрокартона. Показатели продаж, достигнутые упаковочной промышленностью, значительно выросли во время пандемии в 2020 и 2021 годах. При этом производтво продукции из гофрокартона для POS сектора (категория «Дисплеи») неуклонно снижалось с 2015 года.
Значения продаж, достигнутые в сегменте гофрокоробок и картонных коробок (оранжевая линия на графике), упали на 200 миллионов евро до 5,5 млрд евро в начале пандемии в 2020 году. Однако в 2021 году обороты сектора выросли примерно на 936 млн евро до 6,4 млрд евро (на 17%). Цены на упаковку из гофрокартона в 2021 году выросли на 11% по сравнению с 2020 годом.
Производство этикетки и упаковки из картона (зеленая диаграмма) росло практически без спадов с 2015 года. Индустрия печати этикетки росла большими темпами, чем выпуск упаковки, и увеличила объёмы на 15% (до 1,6 млрд евро в 2020 году).
В целом, делают вывод эксперты, судя по достигнутым показателям продаж, упаковочная промышленность пережила кризис лучше, чем экономика Германии в целом. За исключением сегмента «Дисплеи», значения продаж, достигнутые в отдельных сегментах, в некоторых случаях значительно превышают значения продаж до пандемии, и этот рост связан не только с повышением отпускных цен, но и с увеличением объёмов продаж.