Типография полного цикла «РПК «Зетапринт» (Москва) в 2023 году заняла четвёртое место в общероссийском рейтинге лучших полиграфических компаний по версии РРАР. А в 2021 году на её производстве была установлена шестая по счёту (и четвёртая в формате А1) печатная машина — первый в России Heidelberg Speedmaster CS 92-4+L в уникальном формате 65×94 см. О сегодняшнем дне типографии, основанной в 2001-м, нам рассказал зам. генерального директора Евгений Маркалёв.
— Евгений, как бы вы описали сегодняшний профиль типографии «Зетапринт»?
— Мы, как и раньше, ориентированы на рынок рекламной полиграфии и занимаемся производством различной печатной продукции для ведения бизнеса, начиная от листовок, плакатов и буклетов, многополосных брошюр и каталогов, календарей и заканчивая различной специализированной продукцией для продвижения и продажи товаров. Также мы делаем подарочную и промоупаковку, пакеты и тому подобную продукцию. И уже как полный календарный год производим комплекты колод карт для настольных игр, а также и сами подобные игры. По сути, занимаемся всем спектром полиграфии, которая необходима нашим клиентам для успешного ведения их бизнеса, предоставляя полиграфические изделия и рекламные материалы для продвижения и рекламы.
— Все говорят, что рекламная полиграфия падает. А каковы результаты у вас?
— Давайте взглянем на последние три года… Ситуация пандемии и локдауна привела к тому, что рекламная отрасль достаточно серьёзно просела в первом полугодии 2020 года, но во втором полугодии мы отлично «выстрелили»: появились заказы, клиенты, и активность опять возросла на рекламном рынке — мы закрыли 2020 год практически на уровне 2019-го. И в 2021-м мы продолжали своё развитие: увеличили оборот ещё на 25% за год, установив четвёртую машину А1-формата, и нарастили объёмы печати. В 2022 году произвели апгрейд печатной машины A2-формата, установив новую печатную машину Heidelberg CX-75-4L из Германии, что позволило нам дальше наращивать объёмы, и выросли ещё на 20% в выручке, что позволило приблизиться к цифре в 1 млрд рублей при штате в 160 человек. Таким образом, я бы сказал, что наше производство демонстрирует рост в секторе рекламной полиграфии.
— Насколько загружено печатное оборудование?
— Машины загружены. Если брать статистику за 2022 год, то средняя загрузка машин А1-формата
в среднем по году составила около 60% от нашей оценочной мощности, а в первом полугодии 2023 года — уже на уровне 70%, и во втором полугодии мы рассчитываем дополнительно улучшить эти показатели за счёт увеличения входа новых заказов.
Все машины у нас от компании Heidelberg, построены на базе флагманских моделей. Мы регулярно проводим их техническое обслуживание, меняем красочные и увлажняющие валы, поддерживая оборудование в форме.
Четвёртую машину А1-формата мы приобретали, руководствуясь правилом: пусть лучше техника будет немного недозагружена, чем работать на пределе, пытаясь волшебным образом спланировать ритмичность входа рекламных заказов. Следовательно, руководствуясь правилом наличия 70–80% загрузки, мы имеем разумную очередь на печать, запас производственных мощностей для пиковых периодов, а также обеспечиваем нашим клиентам адекватный срок исполнения заказов.
— Какие IT-решения используются в вашей типографии для управления бизнесом и автоматизации процессов?
— В 2012 году компания созрела для внедрения автоматизированной системы управления производством. И в качестве информационной системы управления было выбрано решение «АСистем» от компании «Моноритм».
Дальше на протяжении 2013–2015 годов система была интегрирована во все наши бизнес-процессы — от калькуляции и оформления заказа, диспетчеризации производственных операций, учёта движения материалов до получения итоговых показателей управленческого и финансового учёта. И все последующие годы мы продолжаем активно улучшать систему отчётности, внедряя новые методики анализа и обработки данных. На сегодняшний день мы уже получаем из «АСистем» всю статистику прохождения заказов на производстве по каждому клиенту и продукту, аналитику в разрезе производственного, и финансового учёта и используем эти данные для принятия управленческих решений.
При этом мы не ограничиваемся только системой производственного учёта, в 2019 году мы приняли решение внедрить и CRM-систему AmoCRM, обновили наш корпоративный сайт, и в планах — реализовать эффективную автоматизированную систему расчёта и калькуляции заказов, интегрировать между собой все эти модули, а также создать более развёрнутую систему бизнес-аналитики всех наших процессов.
— Какое количество заказов «Зетапринт» выполняет за смену, в месяц, за год. Какова динамика числа заказов за последние 3–5 лет?
— Если смотреть на наши цифры выполненных заказов за год, то там динамика выглядит как прирост около 5–10% заказов каждый год, имея на конец года цифру в районе 11 тысяч заказов, что составляет в среднем около 900–1000 заказов в месяц. И, как я уже ранее сказал, типография растёт в выручке плюс 20–25% ежегодно, но этот рост не только за счёт прихода новых клиентов на старые продукты, но и за счёт изменения портфеля заказов. Мы активно сейчас делаем ставку на развитие и повышение доли высокотехнологических продуктов, таких как колоды карты, многополосные изделия, промоупаковка, стараясь по максимуму загрузить все единицы послепечатного оборудования, а не только печатные мощности.
Мы понимаем, что у нас есть определённые ограничения в наших процессах, площадях, оборудовании, а значит нужно повышать эффективность их использования, поэтому активно стремимся к работе с более технологически сложными продуктами и где-то отказываемся от производства низкомаржинальных изделий, формируя динамику роста среднего чека,
в том числе и общую прибыль.
— Кто ваш основной клиент?
— Он у нас очень разный: частные лица и малый бизнес, различные типографии, рекламные агентства и производственные компании, издательства, а также средний и крупный бизнес, который обращается к нам напрямую за рекламными материалами. И если их всех сгруппировать и проанализировать, то, согласно нашей аналитике, основная группа клиентов — это рекламные агентства производственной направленности и типографии. У нас сегодня достаточно большой объём заказчиков-полиграфистов, которые имеют какое-то печатное или послепечатное оборудование и обращаются к нам в рамках производственной кооперации.
— Какова политика «Зетапринт» в области расходных материалов?
— Мы делаем всё, чтобы наши клиенты были удовлетворены производимой нами продукцией. Кроме расширения и обновления парка оборудования, конечно же, уделяем особое внимание и поставкам всех расходных материалов, поскольку они, безусловно, являются важнейшим компонентом на пути к качественной полиграфии. Наш подход к закупке материалов — это адекватность. Мы не гонимся за материалами с низкой ценой, но и не будем с закрытыми глазами приобретать за дорого материалы, которые имеют то же качество, что и их дешёвые аналоги. Да и качество доступных материалов на рынке сейчас более-менее у всех в целом хорошее, поэтому тема взаимодействия с поставщиками становится более актуальной, чем сами материалы. Мы рассматриваем наших поставщиков как партнёров, участников нашего бизнеса, сотрудничество с которыми приносит пользу обоим и позволяет увеличивать эффективность использования ресурсов, экономить время и получать недостающие знания и поддержку.
В любой кризис, который касается поставок полиграфических материалов в Россию, поставщики, на мой взгляд, разделяются сразу же на два лагеря. Одни ставят во главу угла своих клиентов и прикладывают все усилия, чтобы обеспечить их всем необходимыми аналогичными качественными продуктами, другие — в большей степени плывут по течению, пытаясь поставлять какие-то продукты, не понимая даже их уровень качества, или просто обещают, срывая поставки материалов, что по факту вредит бизнесу типографии.
Например, известна ситуация с поставками изопропилового спирта в 2020 году, когда во время эпидемии короновируса на рынке сложился дефицит спирта, и тогда некоторые поставщики решили поставлять в типографии «спиртовой фальсификат» с содержанием метанола, что просто недопустимо. Или 2022 год, когда под знакомыми этикетками банок с краской и утверждениями, что это всё такая же краска, в типографию поставлялось непонятно что… Да и встречаются обещания о стабильных поставках материалов, а по факту типографии просто сообщают, что завтра не будет привоза, и снабженец начинает искать аналоги — это тоже не партнёрская позиция ведения бизнеса.
Но есть и поставщики, с которыми ты хочешь и стремишься работать, потому что понимаешь, что именно этот поставщик может стать твоим другом и надёжным поставщиком, который не подведёт в сложный период и поможет твоему бизнесу дальше развиваться.
В числе таких поставщиков-партнёров могу отметить «ОктоПринт Сервис», с которой мы работаем уже не первый год и вместе прошли различные кризисные этапы. Компания очень активно работала над обеспечением всем необходимым перечнем материалов в сложные периоды. Я помню, что в прошлом году они одними из первых нашли замещающие аналоги и стали предлагать их типографиям для тестирования, участвовали в запусках, собирали обратную связь, корректируя при необходимости линейку поставок. Мы работаем «ОктоПринт Сервис» по ряду продуктов и считаем их одним из самых важных и надёжных поставщиков в нашем нелёгком деле.
— Как бы вы оценили сервис и стиль работы «ОктоПринт Сервис» в целом?
— Я в полиграфии уже почти 25 лет и всегда акцент делал на развитии стабильного качественного производства и технологических процессов, в том числе и с поставками материалов и их внедрением и использованием. В начале своей производственной деятельности я активно сотрудничал с российским представительством компании Heidelberg, которую на тот момент считал хорошим поставщиком не только оборудования и расходных материалов, но в большей степени и наставником, и проводником технологических знаний. И когда Олег Красноборов основал новую компанию «ОктоПринт», то часть менеджерского и технологического персонала в то время в новой компании — это были всё те же мои знакомые, с кем я сотрудничал в Heidelberg’e. Поэтому, уже имея положительный опыт сотрудничества, я продолжил отношения и с новой компанией, вместе с ней рос и развивался.
На протяжении всех этих двадцати лет, где бы я ни работал, там всегда одним из важнейших поставщиков была компания «ОктоПринт Сервис», которая качественно обеспечивала поставками материалов различные печатные процессы, помогла внедрять новые технологические решения.
Хочу особо отметить высокий уровень технологической помощи и поддержки в рамках предоставления услуг — на них можно было положиться и быть уверенным в нужном результате. За 20 лет было много совместных технологических исследований и разработок, это были решения в области:
– внедрения технологии отделки оттисков с применением пигментов Merck для трафаретных УФ-лаков с целью имитации металлических оттенков кузовов автомобилей;
– помощь в подборе специальных УФ-лаков, имитирующих различные виды структуры поверхностей;
– совместный поиск решений по снижению истирания красок и карбонирования, подбор материалов и улучшение показателей печатного процесса и многое-многое другое.
Да и услуга по смешению красок — это показатель профессионального уровня работы. Не было ни одной серьёзной проблемы с точностью оттенков заказных смесевых красок и их повторяемостью.
Я знаю точно, что с помощью продуктов и технологической поддержки от компании «ОктоПринтСервис» всегда можно достичь решения возникшей проблемы и внедрить новые технологические решения. Дружба с руководством компании позволяет легче решать проблемы, которые возникают на уровне менеджмента, но я не помню, чтобы я этой возможностью пользовался. Наша дружба в основном реализуется в совместных обучающих и технологических мероприятиях, форумах, совместном партнёрстве с целью развития российской полиграфии.
— Каковы, на ваш взгляд, её перспективы?
— Полиграфия в России ещё достаточно молода как коммерчески независимая отрасль и ещё проходит период становления и зрелости. И в плане культуры и перспектив полиграфической отрасли и российскому бизнесу точно есть куда стремиться.
Мы все с вами видим, что в отрасли выстраиваются разумные модели поведения, улучшаются бизнес-процессы, изменяется и подход клиентов к оценке типографий, появляются и свои собственные технологические решения, новые IT-решения в рамках той же автоматизации, что, несомненно, радует. Да и оценка ценности кадров также меняется в лучшую сторону. Поэтому считаю, что перспективы в целом очень удачные и текущие проблемы отрасли — это всего лишь очередное испытание, которое, несомненно, сделает нас сильнее и придаст новый импульс к дальнейшему развитию.
Беседовал Александр Шмаков