Второе дыхание книжной индустрии Италии

Venice bookstore Бизнес

Книгоиздание было одним из секторов итальянской полиграфии, который лучше всего держался в ситуации Covid-19. И в нынешнем году он снова подтверждает, что читатели предпочитают бумажные книги цифровым и канал книжных магазинов, как первостепенный для приобретения книг. Такая крупная группа как Mondadori, к примеру, планирует открыть десяток новых магазинов уже к концу года от Равенны до Милана и Болоньи.

Подтверждением хорошего состояния книжного рынка служат данные Ассоциации итальянских издателей AIE, опубликованные перед выставками в Турине и Франкфурте. Итальянские издатели художественной и нонфикшн литературы, продающейся в физических и онлайн книжных магазинах и в крупномасштабной дистрибуции могут завершить год с ростом от 11 до 16% при обороте от 1,6 до 1,7 млрд евро. В 2019 году суммарные продажи книг итальянских издателей составили 1,487 млрд евро, в 2020 году — 1,47 млрд евро. Такой прогноз содержится в анализе рынка, который Aie проводит в сотрудничестве с NielsenIQ.

«Данные первых девяти месяцев, — пояснил президент Aie Рикардо Франко Леви, — подтверждают структурный рост итальянской издательской индустрии и дают нам два факта для размышления. Первая заключается в том, что физические книжные магазины, обогнав интернет в 2020 году, снова продают больше, чем интернет-магазины. Во-вторых, итальянские издания всё меньше зависят от бестселлеров и новинок, роль каталога растет, и продажи распределяются по большему числу наименований».

За первые девять месяцев этого года продажи в секторе «Разное» составили 1 037 млн евро, увеличившись на 29% по сравнению с 2020 годом и на 16% по сравнению с 2019 годом. Что касается количества экземпляров, то за девять месяцев оно составило 72 миллиона, что на 31% больше, чем в 2020 году, и на 18% больше, чем в 2019 году. Средняя цена книги снизилась и составила 14,35 евро (-1,9% по сравнению с 2020 годом и -1,7% по сравнению с 2019 годом).

Физические книжные магазины (и это хорошая новость и для типографий) вернулись на первое место среди каналов продаж с оборотом 499,9 млн евро (362,5 млн евро в 2020 году), по сравнению с продажами на 479,1 млн евро в книжных интернет-магазинах (383,4 млн евро в 2020 году) и 58,1 млн евро в крупных розничных сетях (57,9 млн евро в 2020 году). Что касается доли рынка, то книжные магазины имеют 48,2%, что на три процентных пункта больше, чем в 2020 году. На онлайн-рынок пришлось 46,2%, а на крупномасштабную розничную торговлю — 5,6%.

За первые девять месяцев 2021 года в печать вышло 52 500 новых изданий, что на 9,6% больше, чем в 2020 году, но на 2,5% меньше, чем в 2019 году. Что касается жанров, то все они растут равномерно: художественная и нехудожественная литература, с пиком для книг об играх и досуге (+251%), комиксов (+202%) и политических новостей (+66%).

Если же вхглянуть на соотношение между книгами из каталога и новыми изданиями, то можно увидеть, что на первые приходится 727 млн евро продаж, а на вторые — 277 млн евро. По сравнению с 2019 годом продажи по каталогу выросли больше, чем продажи новых изданий: +19% по сравнению с +12%.

Ещё одним важным фактом, показывающим, как меняется издательское дело, отчасти благодаря распространению книжных интернет-магазинов, где можно легко приобрести большое количество наименований из каталога и от разных издательств, является относительно ограниченный вес бестселлеров: на 50 самых продаваемых книг приходится всего 6,2% рынка по стоимости и 5,5% по количеству экземпляров. Наконец, не произошло существенных изменений в балансе между пятью ведущими издательскими группами и другими издательствами: на долю первых приходится 45,2% рынка, на долю вторых — 54,8%.

Книжная индустрия Италии с оборотом более 3 миллиардов в 2020 году (3 056 миллионов евро, плюс 0,1% по сравнению с 2019 годом) стала третьей в Европе, уступив по обороту (см. обзор книжной индустрии Европы 2020) лишь Германии (9,3 млрд евро) и Великобритании (7,5 млрд евро). Это подтверждает как конкурентоспособность итальянских издательств, так и производственные и конкурентные возможности итальянских полиграфических предприятий, которые всё более способны перехватывать заказы на печать за рубежом, в том числе в азиатском регионе, прежде всего в Китае.

Журнал «Индустрия печати» • PrintIndustry.ru