Почтовая открытка 21 века — картинка, отправленная по e-mail или мессенджеру, одному или сотням абонентов сразу. Реже к её созданию подходят персонализировано, но чаще всего это творчество неизвестного автора, пересылаемое по сети бесконечно много раз. В 19 веке, когда традиции поздравительных рассылок только зарождались, всё было иначе — со смыслом и особой символикой, отличавшей открытки разных стран друг от друга.
Первая почтовая карточка, промаркированная и предназначенная для отправки без конверта, появилась в Австрии в 1869 году — на три года раньше, чем в России, где монопольным правом на выпуск такого рода корреспонденции обладало Почтовое ведомство. Только после министерского указа от 16 декабря 1894 года, разрешающего производство художественных открыток частным типографиям и по сниженному тарифу, традиция поздравлений почтой начинает становиться массовой.
Традиционными и универсальными элементами для оформления рождественских открыток во все времена считались Вифлеемская звезда, ангелы, ель и еловые ветки, остролист, колокольчики и свечи. Однако, у каждого народа, исповедующего христианство, были свои любимые образы и персонажи: трубочисты, гномы и свинки – у немцев, малиновка, плющ, омела и вереск — у англичан, юные барышни и шампанское — у французов. Русские художники старались сохранить национальный колорит и изображали в своих работах запряженные тройки лошадей, калядующих детей, заснеженные избы и купола православных храмов.
На выставке «Сердце сердцу весть подает. Из истории рождественской открытки», которая открылась в Музее печати Санкт-Петербурга 23 декабря и продлится до 16 января 2022 года, можно увидеть открытки к Рождеству самого разного происхождения и эпох, а также узнать много интересного об обычаях празднования Нового года и Рождества в Петербурге — первом ёлочном базаре и первой публичной ёлке.
Музей печати представляет в этот раз открытки из коллекции Тагрина, петербургского филокартиста начала XX века. В полном собрании — полмиллиона поздравительных карточек, сейчас демонстрируется лишь малая его часть.