1–4 ноября прошла выставка All in Print China 2023 — в чём-то китайская drupa. Море посетителей, причём по ощущению россияне занимали твёрдое второе место после бесспорного лидера — китайцев. Авиарейсы в Шанхай были заполнены полиграфистами. Русская речь на выставке звучала повсеместно. К сожалению, автору «посчастливилось» привезти из Китая какую-то хворь, так что обзор выходит с недельным опозданием. Но к нашим баранам. Выставка яркая, интересная, многолюдная — и очень специфически китайская. За исключением Epson в цифровой этикетке не было ничего западного. Даже HP Indigo удалось увидеть только на картинках. Точно так же было крайне мало азиатских, но не китайских производителей. Индия, Корея? Нет, не в Китае.
Не менее китайским был и маркетинг, и не в лучшем смысле. Есть план выставки на её сайте: одна страничка с детализацией уровня зала, а схему залов удалось найти только в них самих. Не лучше и каталог выставки на сайте мероприятия. Около трети участников не сочли нужным даже в объёме одного абзаца рассказать о себе, даже указать номер стенда. Поэтому некоторые компании сумели-таки спрятаться от посетителя, во всяком случае европейского. Так, автору не удалось отдёрнуть завесу над тайной компании WENZHOU HUILONG PRINTING MACHINERY CO.,LTD . Наверное, и к лучшему. Если этого мало, добавлю, что все три пресс-релиза российских партнёров китайских компаний о продуктах, представленных на выставке, оказались не вполне точны. Включая наш, «НИССА Центрум».
Поэтому было невозможно полностью подготовиться к All in Print China дома, многое пришлось буквально разыскивать на месте с собаками. Что, учитывая масштабы выставки, наверняка привело к тому, что кто-то из не сильно заинтересованных в российском рынке производителей ЦПМ для печати этикетки разместил свою экспозицию вне залов цифровой тематики и не попал в поле зрения автора. Найти площади стендов, тем более выделить часть именно под ЦПМ для этикетки автору также не удалось. Поэтому порядок изложения — алфавитный по брендам.
От ЦПМ до конвертера
Так как общепринятой классификации гибридных и цифровых машин для производства этикетки пока нет, автор напомнит своё видение. Цифровой называется печатная машина, в которой все видимые элементы наносятся цифровым способом. Таких установлено большинство. Цифровая машина может быть оборудована секцией или блоком флексопечати для нанесения праймера в линию, что не делает её гибридной. В противном случае множество HP Indigo с ILP опцией следует называть гибридами. Гибридной мы называем машину, в которой флексосекция, одна или несколько, может быть использована не только для праймирования, но для создания визуальных и тактильных эффектов. Широко используется лакирование и нанесение фольги — как аналоговое, так и цифровое. В то же время гибридная печатная машина не осуществляет конвертинговых операций: высечки, резки в ручьи и т. п. Если же она их делает, то перед нами гибридный конвертер.
Epson
Единственной не китайской компанией, представившей своё оборудование для промышленной цифровой печати этикетки, стал Seiko Epson, представивший SurePress L-6534VW (в РФ недоступен). Epson использует в этой ЦПМ собственные головки PrecisionCore и УФ-чернила, однако не называет точную модель головок. Тем не менее в видеоролике, посвящённом машине, видно, что используется 12 головок прямоугольной формы, установленных в два ряда. Это позволяет обоснованно предположить, что речь идёт о головках S800 на 600 dpi и объёмом капли 3, 2, 5 и 10 пл.
Примечательно, что Epson использует иную модель собственных головок, нежели его китайские клиенты — они применяют S3200. Можно предположить, что это связано с попыткой найти баланс между сложностью конструкции и стоимостью владения ЦПМ. Как известно, основной причиной выхода из строя печатных головок являются забитые сопла. В головках S800 рабочих сопел вчетверо меньше, чем в S3200. Можно ожидать, что там, где в одной машине придётся заменить одну большую головку, в другой потребуется замена менее чем 4 маленьких. При любом сценарии отбраковки — от смерти одного сопла до ожидания отказа пары рядом расположенных. С другой стороны, взаимная юстировка 12 и 3 головок на цвет — задачи разной степени сложности и интерес к большим головкам можно понять.
Flora
Runtianzhi Digital Equipment, торговая марка Flora, вновь, вслед за LabelExpo Europe 2023, представила на стенде машину, не упомянутую в онлайн-каталоге производителя. Но другую, на этот раз J-350GT. Они явно что-то ищут и, вероятно, не вполне удовлетворены уровнем продаж. В России уж наверняка: на момент публикации одна машина в демо, ноль — у клиентов. Судя по пресс-релизу от 15 октября, представленная модель стала сюрпризом и для российского представителя производителя. Но уже на выставке всю информацию они получили и, как пояснили автору на стенде, модификация GT имеет разрешение 1200 dpi поперёк направления движения полотна и использует те же головки Epson S3200-U1, 600 dpi, 3,2–10 пл. и что это стало возможным за счёт удвоение числа головок в каждом цвете. Так как при этом удваиваются и расходы на сами головки, решение вряд ли ждёт оглушительный успех на рынке, но как фишка для пресс релиза — вполне. В остальном новинка не отличается от J-330S, показанной на «Росупак».
Интересно, что представленная машина чисто цифровая, и это уже становится удивительным для выставок 2023 года. Большая часть упомянутых ниже машин — гибриды.
GIP
Стенд General Inkjet Printing Technology был большим, хотя, конечно, этикеточные машины занимали на нём лишь небольшую часть. В РФ у GIP есть партнёр, но инсталляций этикеточных машин нет. Главный логотип на стенде — AGFA и упор на Apogee как важнейшую часть ЦПМ компании. Машины GIP разных линий имеют совсем мало общего. Похоже, свои ключевые компетенции GIP видит не в самостоятельной разработке машин, а в интеграции. И не только софта AGFA. Заметная часть экспозиции — представительная витрина печатных головок и управляющей электроники для них.
Konica Minolta, Toshiba, Epson, Fujifilm, Kyocera, Ricoh, иероглифы… А если учесть, что у Label Smart 108/216 на соседнем стенде нашёлся брат-близнец…
Но к самим машинам. В пресс-релизе российского партнёра GIP была заявлена Label Smart 330 S, то есть традиционной ширины 330 мм. Как уже догадался читатель, её на стенде не было.) Зато была не просто Label Smart 216 S шириной 216 мм, но в новом корпусе. Красный куб с логотипом AGFA Apogee сменился на эдакие серо-чёрные клещи довольно футуристического дизайна. На вкус автора, к лучшему.
Фейслифтинг, как и положено, не повлиял на ТТХ машины, по-прежнему головки Kyocera KJ4A (что прямо, впрочем, не указано), 600 dpi, 3–13 пл. Красочность до WWCMYK. Что касается модели Label Smart 330 S, то есть на 330 мм, она нашлась только в буклете. На сайте компании по-прежнему значится только модели 216 и 108 мм, хотя сайт обновлён — картинки актуальные. Предположу, 330 мм пока не доступна, хотя лучше знать производителю, о чём ниже.
Интереснее не анонсированная новинка — Label Modular 330.
Если Label Smart — чисто цифровая машина, то Label Modular — гибридный конвертер, созданный в сотрудничестве с Rhyguan. Кто разработал цифровой модуль гибрида, не говорится. И есть веские основания считать, что это не тот партнёр, что делает Label Smart. Дело в том, что, согласно буклету, при печати с белым скорость печати снижается вдвое, до 25 м/мин. Это, вообще говоря, не характерно ни для Label Smart, ни для других машин этого класса. Возможно, перед нами просто технологическое превью и детскую болезнь со временем вылечат.
Hanglobal
Согласно предварительной информации, на стенде Shenzhen HanGlobal Digital Solutions ожидалось две этикеточных машины (помимо книжной Kirin 660X для печати по бумаге, о которых мы здесь не говорим) — чисто цифровая LabelStar 330S и гибридная LabelStar 330S Hybrid. Однако чисто цифровую машину не привезли. Для российских посетителей это вряд ли стало разочарованием: уже более года машину можно видеть в московском демозале «НИССА Центрум». Ещё семь «Лабстаров» работают в российских типографиях, что в разы больше, чем машин вместе взятых остальных упомянутых в обзоре производителей. Так что машина хорошо известная и заслужившая признание в России.
Была представлена машина в гибридном исполнении, то есть без конвертинговых опций, таких как высечка и удаление облоя. Однако конструкция полностью модульная, в частности может быть оснащена ими по желанию заказчика с получением гибридного конвертера. Экспонировался не тот экземпляр, что в Брюсселе (отличается и конфигурация). Цифровой блок на базе головок Kyocera KJ4A, 600 dpi, 3–13 пл, красочная конфигурация WW-CMYK+2. В выставочном экземпляре оба дополнительных канала использовались, как и в Брюсселе, для нанесения лака-клея для цифрового облагораживания. Как было объявлено ранее, это уже третье поколение гибрида от HanGlobal. Оно стало плодом совместного предприятия HanGlobal и китайского производителя флексомашин LabelSource (Label Source Printing Machine). Интересно, что LabelSource уже имела успешный опыт разработки гибрида (см. ниже).
В представленном на выставке экземпляре три флексосекции — одна до блока цифровой печати и может быть использована для нанесения фольги и, соответственно, печати по ней; ещё две флексосекции установлены после цифровой печати. Первая из них способна прикатывать цифровую фольгу на лак-клей, нанесённый в модуле цифровой печати. Вторая флексосекция сдвоенная и может использоваться совместно с устройством переворота полотна, также смонтированного в выставочном экземпляре, и печатать на обороте.
Haotian
Компания Tian Yu Guangzhou Machinery Manufacturing (он же Guangzhou Haotian Machinery Manufacturing, он же Guangzhou Yutian Machinery Manufacture), бренд Haotian, также привезла на выставку гибридную машину. Хорошо видны коронатор, одна флексосекция перед цифровой печатью и рулон фольги после неё. Почему-то флексосекция без защитной крышки. По конструкции можно предположить, что производитель не стал заключать соглашений с производителями флексомашин или финишных линий и разрабатывает гибрид самостоятельно. Конвертинговых возможностей, доступных у других производителями: высечка, резка в ручьи, переворот полотна и пр. — увидеть не удалось, но нельзя исключить их доступность под заказ.
Этот экспонат был огорожен заборчиком, тогда как все остальные компании предоставляли свободный доступ к своим машинам. Мало того, стояла табличка: «Не фотографировать». Я всё же рискнул сделать пару снимков. Какая это модель, достоверно узнать не удалось: сайт Haotian не обновляется уже много лет, таблички с ТТХ на машине не стояло, российский партнёр о новинке ничего не сообщал, хотя о более поздней выставке информация уже есть. Впрочем, на другой стороне стенда нашлась листовка на китайском для модели HGP-SL-1. Картинка машины несколько отличается от представленного образца, но сходство несомненно.
Очевидно, что производитель считает экспонат суперновинкой. Из увиденного (особенно на экране управляющего компьютера) удалось заключить, что машина может печатать в 9 цветов, CMYKWOVGS. S — явно серебро, от Silver. Действительно, после цифровой секции виден рулон с фольгой, хотя и золотистой. Практически наверняка это решение, подобное продемонстрированным и на LabelExpo Europe 2023 и на All in Print China 2023 другими китайскими производителями — струйный лак, используемый как клей для фольги. Ещё на листовке заявлено 1200 dpi. Реально ли использована головка на 1200 dpi, в маркетинговых ли целях установили пару по 600 или просто выдумали эту цифру? Узнаем, вероятно, на LabelExpo Азия в декабре. Спешить явно некуда, раз машина у Haotian столь секретная, продавать завтра вряд ли начнут.
В РФ у Haotian есть партнёр, но инсталляций этикеточных машин пока нет. А ведь о заключении первого контракта было объявлено в начале июля 2023-го, с указанием: «Первые инсталляции запланированы уже на конец лета – начало осени этого года». На дворе середина ноября.
Pulisi
Guangzhou PULISI Technology показала ту же модель, что в Брюсселе, но в несколько другой конфигурации. Согласно веб-сайту компании, это новая модель DPIM-330F и, парадоксально, уже в определённом смысле устаревшая. Она сильно отличается внешне от модели DPIM-330, уже установленной в России. Как удалось узнать, за флексочасть разработки отвечала компания LabelSourсe. Да, та самая, которая теперь сотрудничает с Hanglobal. Представитель LabelSourсe подтвердил автору, что сотрудничество с Pulisi прекращено. Таким образом, компании сейчас, вероятно, ищет нового партнёра. Наверняка найдёт, в Китае немало производителей флексомашин, будет новая модификация, может быть, не с F, а с другим индексом. Но сейчас выпускаемые машины останутся переходными. Как они будут поддерживаться после истечения гарантии — вопрос, на который стоит обратить особенно пристальное внимание потенциальному покупателю. Ведь длительная поддержка и так не входит в число сильных сторон китайской индустрии. А если вендору просто негде будет через несколько лет взять узлы для ушедшей модели…
По конструкции и исполнению машина производит приятное впечатление — и цифровая, и флексочасти. Две флексосекции до цифровой печати — первая для праймирования, вторая с возможностью нанесения фольги. Цифровой модуль из семи печатных башен. Pulisi использует головку Epson S3200-U1, 600 dpi, 3,2–10 пл. После цифрового модуля — снова блок нанесения холодной фольги, теперь по струйному лаку-клею, то есть фольга цифровая. Далее ещё одна флексостанция — для нанесения лака и возможность ламинации. Гибридная цифровая флексомашина, но не конвертер. На вопрос автора на стенде пояснили, что дооборудование в поле конвертинговыми возможностями не предусмотрено.
У Pulisi в РФ есть партнёр, установлена одна этикеточная машина предыдущей модели DPIM-330.
XDC
Yutian Xindecheng Printing Machinery в железе представила очень маленькую ЦПМ JetsLabel TS108 шириной печати 108 мм. Судя по сайту доступна также модель шириной 216 мм.
Интересно, что эта машина до боли похожа на GIP Label Smart 108/216, поэтому описывать её отдельно нет смысла. Отмечу, что у XDC лишённый красивостей, но удивительно активно для китайской компании обновляемый сайт и на нём — закрытый раздел для OEM-партнёров. Так что они, думается, и есть реальный разработчик. И машина на 330 мм сначала появится у них.
Итого
Сравнивать в целом All in Print China 2023 с LabelExpo Europe 2023 не вполне корректно. Китайская выставка представила полный срез печатной индустрии, но для Китая. Европейская — только этикетку, но практически глобально. Возможно, что-то дополнительное будет видно менее чем через месяц на LabelExpo Asia 2023. Хотя, признаться, начало декабря не особо удачное время для выставок. В полиграфии разгар высокого сезона. Принять решение о покупке до Нового года можно — получить оборудование не удастся. Ну а пока можно сравнить в частности, в области цифровой этикетки.
Удивило отсутствие мировых грандов цифровой этикетки. Впрочем, на LabelExpo Asia 2023 HP, Durst и KM будут. Хотя все с достаточно скромными по размерам стендами. То есть китайские национальные производители этикеточных ЦПМ хоть и чувствуют себя всё увереннее, конкуренция с Западом в самом разгаре.
А вот отсутствие представителей других азиатских стран как раз не удивило. В Китае корейцам и индусам вряд ли есть что ловить. Вспоминая индийскую выставку, можно отметить, что и на национальном рынке конкуренция с китайцами идёт во многом административными методами. Технологическую гонку здесь они уже выиграли.
В архитектуре смещение интереса от чисто цифровых машин в сторону гибридов на All in Print China 2023 не менее заметно, чем на европейской выставке. Впрочем, снова повторюсь: интересы типографий и производителей тут могут и совпадать, и нет. Наконец не подлежит сомнению просто квантовый скачок китайских производителей ЦПМ для этикетки буквально за несколько последних лет. Если каким-то странным чудом они не остановятся, произойдёт то же, что недавно в CtP.