Этой осенью типографии «Борус» исполнится 32. А первый тираж был отпечатан в августе 1994-го на купленной под залог дедовского гаража однокрасочной машине. Через 10 лет компания приобрела уже первую серьёзную машину — Komori Lithrone 528. Так что типографию как производство можно с оговорками отнести к поколению 20-летних. Какими возможностями располагает «Борус» сегодня, нам рассказал генеральный директор предприятия Михаил Тенцер.
— Как бы вы сами ёмко охарактеризовали свою типографию и стиль вашей работы?
— Типография достаточно универсальная, с опытом и финансовыми возможностями по отсрочке оплаты. Основное направление — упаковка (70% оборота), книжно-журнальная (15%), реклама и прочее (15%).
Уникальность нашей типографии — в сервисе для клиентов (сроки, доставка, контроль качества). Кроме того, расположение недалеко от Москвы, но
с немосковскими зарплатами позволяет нам успешно работать с крупными клиентами, которые базируются в Москве и Подмосковье.
Сегодня мы располагаем тремя печатными машинами — две формата B1 (Roland, 6+лак и KBA Rapida, 5+лак) и одна B2 (пятикрасочная Komori Lithrone 529), а также внушительным парком послепечатного оборудования. Недавно купили машину начального уровня для цифровой ролевой печати, я вижу перспективу в этом сегменте. Также мы делаем первые шаги в производстве бумажной посуды.
— Какую цифровую машину выбрали и для каких целей?
— Китайскую. Печатная машина Digiprint R с шириной печати 320 мм и высечка Digiblade S (производитель Vorey). Цель — печать фигурной этикетки малыми тиражами (до 5000 экз.). Эта услуга востребована в регионе, в том числе нашими крупными заказчиками упаковки.
— Какие ещё направления для инвестиций рассматриваете на ближайшее время?
— Пока инвестировать по-крупному мы не спешим — разрабатываем свою нишу. В ней ещё много работы. Планируем замену существующего оборудования на более производительное и автоматизированное. Но это пока в планах на следующий год.
— Какой сегмент упаковки «ваш»?
— Мы печатаем малые и средние тиражи упаковки (до 10 тысяч листов B1). Медианный тираж — 50 тысяч коробок. Перерабатываем примерно 100 тонн картона в месяц. Загрузку держим среднюю, это позволяет нам делать упор на качестве и сроках. Тем более в нынешних условиях гробить оборудование и перелопачивать большие объёмы за трёхкопеечную маржу смысла не вижу. Резерв всегда (или почти всегда) есть.
— Насколько много в производстве заказов со сложной отделкой, лаком, фольгой, тиснением, смесевыми красками?
— Достаточно много. Без этого сейчас в упаковке работать сложно. У нас есть машины для тиснения, сплошного УФ-лакирования, также наша Rapida оснащена системой сушки LED-UV, что позволяет использовать различные эффекты лакирования, в том чичле твин-эффекты и прочее.
— Как давно работаете с «ОктоПринт Сервис»? Что можете сказать о стиле работы и поддержке компании?
— Точный срок не могу назвать, но очень давно. Берём краску, пантоны, лаки. Команда «Октопринт» очень отзывчивая, мобильная и надёжная. С Татьяной Климовой у нас особенно тёплые отношения. Помню, в момент всеобщего смятения в марте-апреле 2022 года она была для меня чем-то вроде психотерапевта: успокаивала, говорила, что поставки наладятся и т. д. Хотя я понимал, что она и сама не знала, когда и как это всё наладится, но я как-то успокаивался, разговаривая с ней. И всё действительно потихоньку наладилось. «ОктоПринт Сервис» — гибкий и в то же время надёжный партнёр.
— Вы потомственный туляк, а как повлияла семья на выбор стези деятельности? Какие книги читали в детстве? Как пришли в полиграфию?
— Семья, безусловно, повлияла. Папа мой — бизнесмен первой волны (конец 1980-х). Глядя на него, нельзя было не заняться бизнесом.
Любимые книги в детстве — приключения и фантастика (Жюль Верн, Ефремов, Кларк, Казанцев).
В полиграфию пришёл случайно — сплетение обстоятельств, главным из которых стал доступ к персональному компьютеру уже в 1991 году.
— Расскажите, пожалуйста, немного о ваших увлечениях, коллекции и проекте «Тула ушедшего века».
— Проект «Тула ушедшего века» — это культурный шлейф нашего бизнеса. В какой-то момент захотелось не только «брать», но и «отдавать». Примерно с 2007 года я коллекционирую фотографии и открытки с видами старой Тулы, нами было издано несколько книг на эту тему. Дело зашло даже так далеко, что я принял участие в реставрации исторических вывесок и спасении последней водоразборной будки Тулы. Обо всём этом при желании можно легко почитать в интернете.
Ещё одна страсть — музыка. Играю на гитаре в кругу друзей, собираю винил. Любимый период в роке: конец 1960-х – начало 1970-х.
— У вас, по сути, семейное предприятие. Как распределяются обязанности и насколько стабилен коллектив?
— Мы с братом распределяем обязанности примерно так: я отвечаю за стратегию, финансы, он — за производство и технологии в основном, оба мы занимаемся мотивацией сотрудников и друг друга во многом дополняем и замещаем. Коллектив типографии у нас в целом сформировался в нулевые годы. Это костяк коллектива, настоящие профи.
— Что, на ваш взгляд, главное в работе предприятия, каковы ваши профессиональные и бизнес-принципы?
— Главное в работе полиграфического бизнеса — это правильные люди, которые работают на всех участках и на которых всё держится. Как говорил кто-то из великих предпринимателей, найди хороших сотрудников, обеспечь им условия для работы и не мешай. Это проверенная истина. И ещё одно правило: инвестируй!
— Как бы вы оценили развитие и перспективы рынка?
— Рынок упаковки растёт. Пищевая промышленность и товары народного потребления нуждаются в ней. Идёт процесс импортозамещения, и мы его участники. Последние два-три года с небольшими перерывами — непрерывный рост. Развитие полиграфии оцениваю позитивно, несмотря на все передряги. Более того, передряги дали ей неожиданно мощный импульс.
Беседовал Александр Шмаков