Технология лакирования. Дефекты и борьба с ними. Часть вторая

Статья продолжает серию публикаций, базирующихся на материалах «Энциклопедии дефектов» ГК «Танзор» и посвящённых особенностям технологий лакирования в печатном процессе.

В первой части говорилось об основных требованиях к хранению и транспортировке лаков, к правильному подбору комбинаций «лак – запечатываемый материал», к самим лакам и формным материалам, то есть о необходимых условиях, которые лежат в основе бездефектного технологического процесса.

Тем не менее необходимые условия  далеко не всегда бывают достаточными для достижения требуемых результатов. Обилие влияющих на, казалось бы, стандартный процесс факторов неизбежно вносит свои коррективы. Поэтому в данной статье речь пойдёт о разновидностях отклонений характеристик лаков, наиболее распространённых дефектах лакирования и методах борьбы с ними.

tanzor defekty 2

О «врожденных» дефектах

Сначала остановимся на порой лишь кажущихся дефектах, а также на быстроустранимых и более сложных проблемах, которые могут быть «унаследованы» производством и связаны с неправильным хранением, транспортировкой или изготовлением лака, с которым предстоит работать.

ПРОБЛЕМАВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫСПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ
1В канистре перед использованием наблюдается расслоение эмульсии на две фракции — прозрачную и непрозрачную.Нарушение технологии производства.   Превышение срока годности.   Неправильные условия хранения, например замораживание лака.Заменить лак.   Если после тщательного перемешивания расслоение материала не наблюдается в течение последующих 24 часов, а вязкость соответствует указанной в инструкции по применению, то лак в принципе можно использовать. Обязательно проведите контрольные тесты оттиска после нанесения лака.
2В поставляемой ёмкости наблюдается густой белый (жёлтый) осадок или взвесь, однако эмульсия не разрушена.Обычное явление при хранении и транспортировке, особенно для воднодисперсионных и любых матовых (шелковистых) лаков.Тщательно перемешивать «до дна» в течение 5–10 минут. Измерить вязкость.
3В поставляемой ёмкости после тщательного перемешивания вязкость лака, измеренная при 20°С, больше, чем указано в инструкции (с учётом допустимой погрешности).Обычное явление для водных лаков в результате длительного хранения.Разбавить до необходимой вязкости соответствующим растворителем (для водных лаков — водой не более 5%).
4Вязкость лака, измеренная при 20°С, меньше указанной (с учётом допустимой погрешности).Нарушение технологии производства.Заменить лак.
5Посторонние включения в лаке.Нарушение технологии производства или разлива.Заменить лак.
6Материал не был использован полностью, остатки материала использовали повторно. Как следствие:   – вязкость меньше указанной в инструкции;           – посторонние включения в лаке;     – образование лаковой плёнки или лаковых агломераций в ёмкости с УФ-лаком.      Разбавление материала в процессе предыдущей работы (например, промывными водами при смывке лакировальной секции в машинах с автоматической смывкой).   Неправильные условия хранения.     Хранение на свету, в открытой или прозрачной ёмкости.      Довести до необходимой вязкости загустителем или выпариванием растворителя.       Отфильтровать лак, после — измерить вязкость, довести до необходимого значения.   Заменить лак.
7Пена в ёмкостиОбычное явление для водных лаков.Не является дефектом.
8Масляные, на органических растворителях или глянцевые УФ-лаки в поставляемой ёмкости непрозрачны.Нарушение технологии производства, превышение срока годности или неправильные условия хранения.Заменить лак.
9Лак УФ-отверждения прозрачен, но сине-фиолетового, коричневого, белого или жёлтого цвета.Возможно при внесении различных добавок уже в процессе производства.Не является дефектом.
10Лак пахнет: масляный — олифой; водный — аммиаком; УФ — акриловой смолой; на органических растворителях — растворителем.Природа материала.Не является дефектом.

Технологические дефекты

В тех случаях, когда все требования к хранению и транспортировке лака выполнены, в игру вступают те особенности технологического процесса, которые или были недостаточно проработаны, либо по каким-то причинам упущены из виду. Речь в равной степени идёт о методах лакирования с помощью офсетной секции и флексографского модуля.

ДЕФЕКТВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫСПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ)
11Лак не накатывается на валы.Слишком низкая подача лака.     Недостаточный (или избыточный) натиск между накатными валиками.   Лак был заморожен; такой лак может быстро образовать тонкую стекловидную плёнку на валу, адгезия к которой последующих слоёв лака невелика.   Нарушение рецептуры лака в процессе производства.Отрегулировать подачу лака, изменив режим работы машины.   Отрегулировать натиск.     Заменить лак.           Заменить лак.
12 Лак засыхает на валах в процессе работы.Слишком низкая подача лака, в том числе вследствие малой вязкости.Отрегулировать подачу лака, изменив режим работы машины.
13Лак накапливается по краям валов красочной секции в процессе работы.Слишком высокая вязкость лака.     Размер формы больше формата лакируемого оттиска.   Ширина передаточного вала красочного аппарата больше ширины лакируемого листа.Измерить вязкость, довести до необходимого значения.   Подрезать форму (или подобрать подложку соответствующего размера).   Подобрать вал необходимой ширины.
14Лак разрушает (растворяет) материал вала.Материал вала неустойчив к данной химической среде.Заменить вал.
15Лакируемый оттиск приклеивается к офсетному или формному цилиндру.Очень вязкий лак.   Очень липкий лак. Низкая подача лака.   Высокое давление между формным, офсетным или печатным цилиндрами.   Лакировка была возобновлена после остановки машины.Довести вязкость до необходимого значения.   Добавить агент, снижающий липкость. Отрегулировать подачу лака.   Уменьшить давление (увеличить зазор между валами).   Обязательно промывать формную пластину или офсетное полотно после остановки машины, если остановка составила более 10 минут — капать водой на валики красочного аппарата (для водных лаков).
16Лак наносится на весь оттиск, но не равномерно по ширине листа.Отсутствие соосности между валами.   Неравномерная подача лака по ширине листа.   Накопление грязи на валиках красочного аппарата.Отремонтировать машину.   Отрегулировать подачу лака.   Очистить валики.
17Царапины, кратеры на лаковой плёнке.Испорчен или засорён офсетный цилиндр.   Для лакировальных машин: царапины обусловлены неотрегулированными элементами транспортёра.   Для печатных машин: неправильная настройка устройств транспортировки листа.Заменить или очистить офсетный цилиндр.   Заменить детали или отрегулировать машину.       Проконсультироваться с производителем машины. Например, для некоторых моделей печатных машин существуют специальные устройства, обеспечивающие более «бережную» транспортировку листа. Очень часто эти устройства не входят в стандартную комплектацию.
18Высокая пена в корыте лакировального модуля, которая провоцирует «кипение лака» на оттиске.Возможно для водных и органических лаков. Не характерно для УФ-лаков.Добавить пеногаситель.
19Лак плохо переносится на оттиск («плеши»).Недостаточное количество лака в системе.   Засорение насоса машины, накопление грязи на валиках или офсетном полотне.   Слишком низкое давление между .цилиндрами.Добавить новую порцию лака.   Очистить узел машины.     Отрегулировать давление.
20Капли, потёки на поверхности оттиска.Испорчен накатной вал красочного аппарата.   Накопление лака на концах валов.Заменить вал.   Измерить вязкость, довести до необходимого значения.   Подрезать форму или подобрать подложку, размер которой приблизительно на 5 мм меньше размера основы.
21Накопление краски на офсетном полотне или полимерной форме лакировальной секции.Может иметь место при высокой плотности запечатки.         Неверно отрегулирован натиск между цилиндрами.Увеличить подачу лака. Использовать менее липкий лак или тот, который сохнет медленнее. Для водных лаков уменьшить мощность ИК-сушки.   Понизить давление между цилиндрами лакировального модуля.
22Лак быстро набирает вязкость в процессе работы (характерно для водных лаков и лаков на спиртовой основе).Использование быстросохнущего лака при небольших расходах и малой скорости машины.   Высокая температура в цехе.Применять лак, который сохнет медленнее или регулировать вязкость добавлением растворителя.   Проветривать цех. Установить кондиционер.
23Лак плохо смачивает незапечатанную поверхность бумаги.Нарушение технологии мелования в процессе производства бумаги.   Накопление краски на офсетном полотне лакировальной секции.Заменить бумагу или попробовать добавить в лак смачивающий агент.   Очистить офсетное полотно. Попытаться компенсировать низкую смачиваемость увеличением подачи лака.
24Лак «проваливается» в поры бумаги.Высокая пористость основы.Заменить бумагу или нанести 2–3 слоя лака, или (для УФ-лаков) возможно применение специального грунта или добавок.
25Скручивание оттиска после нанесения лака и сушки.Возможно для водных лаков на некоторых типах бумаг плотностью менее 100 г/м2.         Бумага пересушена вследствие неверного температурного режима хранения и низкой влажности воздуха на складе.Ни в коем случае не разбавлять лак водой! Использовать максимально быстросохнущий лак, нанося минимально возможное количество. Отключить ИК-сушку.   Провести акклиматизацию бумаги (выдержка 12–20 часов при температуре воздуха 18–23°С и относительной влажности 55–60%).
26«Выщипывание» отдельных участков оттиска при нанесении лака.Слишком рыхлая структура основы.       Незакрепившаяся краска.     Слишком липкий или быстросохнущий лак.     Низкая подача лака или высокое давление между цилиндрами.Заменить бумагу. Можно попробовать отлакировать бумагу перед печатью, затем отпечатать по лаку, отлакировать и т. д.   Применять по возможности более быстро закрепляющиеся краски.   Применять менее липкий, более вязкий лак, который закрепляется медленнее.   Попытаться увеличить подачу лака или отрегулировать давление.
27Эффект «апельсиновой корки».Слишком высокая вязкость лака.     Слишком высокая подача лака.   Лак плохо растекается.Уменьшить вязкость или подогреть лак (для УФ-лаков).   Отрегулировать подачу лака.   Добавить соответствующий вспомогательный агент, либо заменить лак на менее вязкий.

Дефекты побеждает технология

Предварительно резюмируя изложенную информацию, в основе которой лежит многолетний опыт технологов ГК «Танзор», становится очевидным, что никогда не будет лишней тщательная проверка перед работой:

  • характеристик красочного материала,
  • прошёл ли запечатываемый материал надлежащую акклиматизацию,
  • достаточно ли точно настроен режим подачи лака,
  • верно ли выбран формат лаковой формы.

О следующих подтверждениях этих достаточно очевидных истин и разновидностях дефектов, связанных с нарушениями технологии, речь пойдёт в следующей статье данной серии публикаций.

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru