Технология лакирования – один из самых распространенных и наиболее универсальных процессов финишной обработки печатной продукции. Сферы ее применения если не безграничны, то чрезвычайно широки. Она находит свое применение в издательской, коммерческой, упаковочной, этикеточной и декоративной печати. Огромен и спектр используемых лаков: защитных, декоративных, рельефных, невидимых, ароматизированных, масляных, водно-дисперсионных, УФ-отверждаемых, спиртовых. Не существует и такого вида печати, в котором бы не применялось лакирование.
Столь широкое разнообразие реализуемых с помощью этой технологии решений не может не требовать от печатников не менее широких технологических познаний, помогающих решать неизбежно возникающие в процессе практической работы проблемы.
Поэтому редакция «Индустрии печати», с любезного разрешения компании «Танзор», приступает к публикации серии статей, в основу которых легла информация из собрания «Энциклопедия дефектов» ее технологов. Речь в них пойдет об основных требованиях, предъявляемых к используемым при лакировании материалам, а также о существующих видах дефектов лакирования и методах их устранения.
Хранение и транспортировка лаков
Безусловно, основное условие для качественного лакирования – это работа с лаком, который отвечает всем оговоренным для него техническим условиям. И если производитель их выполнил, а мы будем исходить именно из этого допущения, то дальнейшее состояние произведенного им и отправленного заказчику продукта зависит от соблюдения порядка его хранения и транспортировки. И в немалой степени ответственность за этот порядок ложится на печатное производство.
Перечислим основные, хорошо всем знакомые, требования к хранению и транспортировке красочной продукции:
- срок хранения лака (указан на этикетке) не может быть превышен;
- емкости с лаком в процессе его хранения или транспортировки должны быть плотно закрыты;
- хранить, перевозить, открывать и закрывать емкости следует осторожно, в вертикальном положении, чтобы избежать случайного вытекания материала;
- нельзя хранить материалы в неоригинальной таре, вместе с окислителями, кислотами, щелочами;
- лаки необходимо хранить в сухом, хорошо проветриваемом помещении при температуре 5-35°С, вдали от источников тепла, избегая попадания на них прямых солнечных лучей;
- все лаки необходимо беречь от холода; в отношении воднодисперсионных лаков допускается трехкратное замораживание с последующим размораживанием, – в этом случае емкость с материалом следует (не открывая!) выдержать в течение 24 часов при температуре 20°С, затем открыть и тщательно перемешать;
- при хранении лаков более 6 месяцев их вязкость может возрасти, тогда перед нанесением лака его нужно разбавить до рабочей вязкости соответствующим растворителем;
- перед использованием все лаки обязательно тщательно перемешивать;
- емкость с неиспользованной частью лака следует хранить до следующего раза плотно закрытой.
Запечатываемые материалы
Как известно, на выбор лака влияет целый ряд факторов: способ печати, тип красок, их количество и порядок их наложения, формный материал, особенности послепечатной обработки и, конечно, тип запечатываемого материала. Найти совместимую пару «лак-запечатываемый материал» порой оказывается не так просто.
Немаловажное значение играет и экономический фактор: затраты на запечатываемый материал, как правило, составляют большую долю себестоимости тиража.
Во-вторых, внешний вид готового продукта напрямую зависит от качества этого материала. Необходимо убедиться, что материал, который был выбран, пригоден для изготовления конкретного заказа (очень желательно провести пробную печать).
Неплохо также поинтересоваться, использует ли кто-нибудь еще этот материал для изготовления подобной продукции. При покупке следует остерегаться так называемых «складских партий» (то есть партий материала, по каким-то причинам залежавшихся на складе поставщика), цена в этом случае бывает привлекательной, но качество непредсказуемо.
Большая часть полимерных пленочных материалов запечатывается флексографской и глубокой печатью, что позволяет рассматривать все возникающие проблемы применительно к данным способам печати.
Наиболее часто встречаемая из них – плохая адгезия краски. В этом случае может помочь использование грунтовочных лаков (особенно в случае печати по металлизированным РЕ и РР пленкам).
Применение специальных грунтов и лаков также может решить проблемы с устойчивостью печатных оттисков к высоким и низким температурам.
Общие рекомендации по выбору запечатываемых материалов (бумаг, картонов и полимерных пленок), таковы:
- бумага для лакирования не должна быть пористой, лакирование немелованных бумаг и картонов требует особых знаний и навыков. Если поверхность бумаги не гладкая – ее не «сгладить» никаким лаком!
- трудно лакируются бумаги плотностью менее 70 г/м2 (особенно водными лаками);
- необходимо избегать рыхлых основ, картонов с отслаивающимся верхним беленым слоем;
- использование слишком влажной или пересушенной бумаги может создавать большие трудности;
- обязательно следует проводить предварительные испытания при лакировании металлизированных, парафинированных и других специальных основ;
- обязательная предварительная обработка полимерной пленки коронным разрядом;
- оценка склонности пленки к растяжению, что особенно важно при работе на секционных печатных машинах линейного построения
- соответствие полимерной пленки требованиям к величинам статического и динамического коэффициентов трения; в случае необходимости, добиться необходимых показателей можно с помощью специальных лаковых покрытий;
- в случае изготовления из полимерной пленки пищевой упаковки, она должна быть сертифицирована на прямой (или непрямой) контакт с пищевыми продуктами.
Печатные краски
Если вопрос соответствия лака выбранному способу печати вполне решаем, особенно учитывая «многостаночность» целого ряда красочных материалов, то проблем совместимости лакового покрытия с ранее нанесенной краской возникает довольно много. Основные из них приведены в таблице.
Тип краски | Сложности при лакировании | Рекомендации | Примечания |
Любые нестойкие к спирту и щелочам цвета: — родаминовый — пурпурный — фиолетовый — синий 072 — синий рефлекс, а также смесевые краски, включающие в себя эти пигменты | Растворение пигмента в водных, органических и УФ-лаках снижает качество лаковой пленки (что особенно заметно в случае матовых лаков), при этом изменяется оттенок краски, возрастает вероятность отмарывания в стопе | Использовать масляные лаки | В случае необходимости лакирования водными, органическими и УФ-лаками применять краски на основе специальных стойких пигментов |
Краски с повышенным содержанием добавок на основе воска (парафина) | Плохая адгезия лаковой пленки к краске, неравномерное нанесение лака на участках с высокой плотностью запечатки | Выбрать краски, пригодные для лакирования. | Запретить печатнику делать добавки в краску (кроме случаев, когда фирма-производитель гарантирует возможность последующей лакировки) |
Флуоресцентные краски (номера по каталогу Pantone 801- 807), а также любые смесевые краски с использованием этих пигментов | Нестойкость флуоресцентных пигментов к водным, органическим и УФ-лакам. Покрытие масляным лаком приводит к частичной потере флуоресцентного эффекта | Покрывать масляными лаками только «по сухому» | Оптический эффект флуоресценции более заметен на матовой поверхности. Поэтому краски этой серии делают матовыми, как показано в каталоге Pantone |
Металлизированные краски (номера по каталогу Pantone 871- 877). | Снижение металлического блеска при лакировке. Иногда бывают проблемы с адгезией УФ-лака к серебряной краске (877). | Использовать тиснение фольгой поверх лака. Протестировать на совместимость несколько лаков и красок | Не рекомендуется применять лакировку матовыми лаками |
Несколько важных общих рекомендаций:
- обязательно провести пробный тираж при лакировании;
- с большой осторожностью использовать любые добавки в краски, особенно, на основе парафинов;
- при печати отдавать предпочтение быстро закрепляющимся несиккативным краскам;
- не покрывать УФ-лаком масляные краски методом «мокрый по мокрому» без специального грунта;
- не наносить органические, масляные и водные лаки на краски УФ-полимеризации.
Формные материалы для офсетного лакирования
Применение в качестве формного материала обычной офсетной резины, зачастую уже использованной, может привести к появлению проплешин на запечатанном листе и загрязнению офсетного полотна красками с оттиска. Последнее происходит вследствие гидрофобности поверхности офсетной резины, которая изначально предназначена для восприятия офсетных красок.
Использование же фотополимерных гидрофильных форм в значительной степени устраняет данную проблему. Кроме того, существуют так называемые «лаковые пластины», применяемые как при сплошном, так и при выборочном лакировании.
Они представляют собой полимерную композицию, нанесенную на один или два слоя полиэфирной основы. На поверхности пластины карандашом отмечают участки для будущего лакирования (с учетом небольшого растяжения при натяжении формы на цилиндр), затем их аккуратно, чтобы не задеть основу, вырезают по контуру скальпелем (при наличии САD-плоттера эти операции значительно упрощаются), отделяют от основы – и форма готова.
Полимер гидрофилен, хорошо воспринимает лак, пластины значительно дешевле фотополимерных флексографских форм, да и изготовление форм гораздо проще. Конечно, если выборочное лакирование предназначено для сложных рисунков, тонких линий и т.д., то преимущество фотополимерных форм, несомненно. Современные офсетные печатные машины со встроенной лакировальной секцией оснащаются универсальными натяжными планками для крепления как полимерных форм, так и офсетной резины. Поэтому в зависимости от вида работ можно использовать различные лакировальные формы.
Чтобы дефектов не было
Как видим, процесс лакирования невозможно рассматривать в отрыве от уже рассмотренных, лишь некоторых, но очень важных, составляющих этого достаточно сложного печатного процесса. Изначальное же соблюдение перечисленных в этой вводной статье рекомендаций в значительной степени позволит избежать появления дефектов лакирования, о которых пойдет речь в следующих тематических выпусках, подготовленных на базе технологических материалов компании «Танзор».