«Россельхозбанк» оценил перспективы развития российского рынка упаковки

По оценкам аналитиков Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, объём российского рынка упаковки может увеличиться на 30% и достигнуть 1,7 трлн рублей к концу 2025 года. При этом доля экоупаковки может составить до 50% от всего объёма выпускаемой в России упаковки.

К слову, объём рынка упаковочной промышленности Китая, вырос с 1003 млрд юаней в 2019 году до 1204 млрд юаней в 2021 году, и ожидается, что в 2022 году он достигнет объёма около 1302 млрд юаней. По данным Национального бюро статистики Китая, в первом полугодии 2022 года средние и крупные предприятия бумажной промышленности получили выручку в размере 737,46 млрд юаней, что на 2,5% больше, чем в предыдущем году. Согласно отчёту «Глобальным тенденциям упаковки», составленному Euromonitor International, на упаковку для пищевых продуктов приходится более 50% всего рынка упаковки в Китае.

На текущий момент российский рынок пищевой упаковки оценивается в 1,3 трлн рублей, при этом 80-85% объёма её производства приходится на отечественные предприятия. Картон и бумага составляют 36% от сегмента пищевой упаковки, полимеры (38%), жестяная и алюминиевая продукция (10%), стекло (12%), остальное — прочие материалы.

«Уход из России крупных западных компаний, производящих упаковку, вызвал обсуждения среди экспертов отрасли, и были высказаны предположения о возможном дефиците упакованной молочной продукции. Действительно, сейчас в России отмечается повышенный спрос на упаковку для молочной продукции, однако отечественные производители имеют достаточные запасы сырья и материалов для его удовлетворения. В основном посыл о возможном возникновении дефицита исходит от предприятий сетевого ритейла. По нашей информации, полученной от крупного сетевого ритейлера, у торговой компании существуют рекомендации для поставщиков продукции, в которой упаковка продукции делится на наиболее предпочтительную (для напитков это бутылки и банки, которые лучше поддаются переработке), менее предпочтительную (многослойная картонная упаковка, тетра-пак) и наименее предпочтительную (бэг-ин-бокс, флоупак, пауч, кувшин). Таким образом основная задача отрасли сегодня заключается в поиске согласия между производителями и ритейлом о приеме продукции в удобной для обеих сторон упаковке», – комментирует руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова.

Российский рынок упаковки является одним из самых быстрорастущих сегментов экономики РФ, считают аналитики, и в период с 2023 по 2025 годы рынок упаковки будет иметь устойчивую тенденцию к росту. Ключевыми факторами, станут в первую очередь активизация импортозамещения, а также рост производства упаковки для производства пищевых продуктов, производство которой будет увеличиваться на 8-10% в год.

В 2022 году ускорился тренд как на производство отечественной упаковки, так и экоупаковки. Экологичной считается упаковка, безопасная для продуктов питания, отвечающая критериям пригодности для вторичной переработки, возможности повторного использования и способности к биоразложению. По прогнозам экспертов Россельхозбанка, к концу 2025 года доля экоупаковки достигнет более 50% от всего объёма выпускаемой упаковки и составит более 800 млрд рублей к концу 2025 года.

Перенос ответственности по утилизации на производителей упаковки станет стимулом для изменения компонентного состава при ее производстве. Процесс потребует от производителя новых современных упаковочных решений. Для перепрофилирования и модернизации мощностей отрасли, по оценке Центра макроэномического анализа и регионального прогнозирования РСХБ, потребуется более 30 млрд руб в год.

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru