Согласно опросу NielsenIQ, в котором приняло участие более 110 руководителей компаний FMCG, основным беспокойством бизнеса становится продолжающееся сокращение доходов потребителей, причём как в ближайшей перспективе, так и на горизонте трех лет. При этом опрошенные менеджеры рассчитывают, что росту рынка помогут запуск новинок и развитие СТМ.
Только за первые восемь месяцев 2023 на рынке уже появилось более 7000 новых брендов (с учетом выходов существующих марок в новые сегменты), а свои позиции на рынке усилили небольшие игроки, занимающие долю более крупных компаний, и российские марки. И топ-менеджеры намерены продолжать эту тенденцию: 73% производителей планируют запустить новые продукты до конца года, и большинство из них говорят о запусках в среднем и премиальном ценовых сегментах.
По итогам 2023 года большинство руководителей компаний (80%) ожидают роста FMCG-рынка — минимум на 2% и выше на фоне постепенного укрепления покупательского спроса. Интересно отметить, что значительно меньше опрошенных CEO и директоров (58%) ожидают роста своего бизнеса, однако почти все респонденты из этой группы оценивают такую динамику выше среднего по рынку. Среди них о самых высоких ожиданиях — 20% и более — говорят в основном представители онлайн-рынка и алкогольной индустрии (22% и 17% соответственно).
Беспокойство руководителей также вызывает нестабильность курса рубля: если годом ранее этот фактор отмечала пятая часть респондентов, то сегодня уже половина. В числе общеэкономических рисков выделяется удорожание закупочных цен, перебои в цепочках поставок и проблемы с логистикой.
Как и в прошлом году, ключевыми вызовами для FMCG-индустрии остаются вопросы, связанные с благосостоянием покупателей и изменением покупательских привычек. При этом главным вызовом предстоящего года большинство игроков (62%) называет развитие хард-дискаунтеров. Сейчас этот канал по темпам развития уступает только онлайн-магазинам.
Полный текст исследования доступен на сайте агентства по ссылке ниже.