Решение кадрового вопроса зависит от каждого

Printman Бизнес

Вы совершенно справедливо замечаете о моём несочувствии всей постановке дела, которую оно приняло в комиссии генерала Н. П. Петрова. Комиссия обсуждала, сколько надо времени на то, чтобы какой-нибудь предмет прочесть, а не на то, чтобы данному предмету студента научить, чтобы он усвоенное мог применять к делу правильно, самостоятельно и сознательно.

Академик А. Н. Крылов

В последние месяцы прошла целая серия авторитетных совещаний и конференций, посвящённых развитию системы профессионального образования, в том числе полиграфического. Таким образом, дискуссия, начало которой было положено в отраслевой прессе несколько ранее, вышла на высокий министерский уровень. Безусловно, этот процесс необходимо приветствовать и поддерживать, однако заинтересованный наблюдатель может заметить явный недостаток среди участников совещаний представителей именно полиграфических предприятий — издательств и типографий прежде всего. Вопросы обсуждаются и решения вырабатываются специалистами образовательной сферы преимущественно в содружестве с представителями соответствующих государственных структур. Именно этим, наверное, объясняется, что тезисы докладчиков, опираясь на лишь относительно полную и однозначно запаздывающую статистику, носят скорее рекомендательный и общий характер, да и вряд ли могут быть иными без участия полиграфистов-практиков.

Очевидно, что задачи профессионального образования сегодня кардинально отличаются от представлений прошлого, даже XX и начала нашего века. Например, профессия печатника… Бенджамин Франклин, который стоял и у истоков американской полиграфии, искал печатников просто среди умелых мастеровых и механиков, о специальном образовании тогда и речи не было. Когда-то в Америке у печатников была кличка «мистер грязные штаны» из-за того, что они всегда были в краске. Сегодня печатник — это по многим показателям инженерная профессия. Какой бы «умной» не была печатная машина, как бы не был совершенен производственный процесс, без знания технологии навредить можно любой отлаженной системе.

Аналогично с издательским делом. Некогда в СССР и позднее под издателем понимали человека, который в соответствии с регламентом, описанном в учебниках и справочниках, готовил довольно однотипные с технологической точки зрения издания для довольно однообразного рынка. Сегодня же издатель — это прежде всего предприниматель, человек обширных интересов и знаний — от маркетинга и социологии до непосредственно полиграфических технологий. Без этого ему не создать продукт, приносящий прибыль. Может быть, целесообразно разделить издательское дело как бизнес и отдельные его элементы — графический дизайн, вёрстка, корректура — как профессии?

Каким должен быть успешный и надёжный работник современного полиграфического предприятия? К решению каких задач он должен быть готов? Чему его учить? Можно ли ответить на эти вопросы без чёткого представления о перспективах отрасли, как их видят руководители предприятий, наполнить профессиональные стандарты и учебные программы актуальным содержанием? Тем более что стоит задача не только зафиксировать уже произошедшие изменения, но и заложить фундамент для решения будущих образовательных задач хотя бы в среднесрочной перспективе.

А это в свою очередь предполагает обсуждение особенных, неудобных вопросов, пока находящихся вне повестки, например: каковы должны быть отношения в образовательной сфере между государством и отраслью, большинство предприятий которой частные? Потому что быть на переднем крае в образовании означает быть оснащённым соответствующим образом. Справедливо ли требовать от государства высокого качества образовательной услуги, не участвуя в повышении этого качества, в том числе разделяя затраты. Наверное, у полиграфистов есть не один вариант ответа на этот вопрос.

Нам представляется, что развернувшиеся дискуссии было бы целесообразно если не начать, то хотя бы продолжить с поиска ответа на вопрос о том, каковы сегодняшние ключевые проблемные точки типографского дела и как они связаны с задачами подготовки кадров. Ниже размещена ссылка на двустраничный документ с вопросами, ответы на которые, как нам представляется, помогут конкретизировать ситуацию. Результаты опроса будут опубликованы и, как мы надеемся, будут полезны всем сторонам, заинтересованным в развитии отрасли и профессионального образования.

Сергей Чефранов,
преподаватель,
руководитель типографии,
СПБ ГБПОУ «АУГСГИП»

От редакции
Будем признательны за участие в опросе. Заполненную анкету просим прислать на два адреса: pr@printindustry.ru и chefranov.sergey@rambler.ru.

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru