Помолчим, когда штормит

История бизнеса и везения основателя типографии «Любавич» уже в продаже

Как многие уже слышали, известный петербургский предприниматель в сфере полиграфии Максим Румянцев не только продал «Любавич», но и выпустил двухтомник «Кто играет в кости со Вселенной?». В книге автор описал свой бизнес-путь и изложил ряд оригинальных методик, наработанных практик и теорий везения. В связи с выходом книги мы задали несколько вопросов молодому автору.

Помолчим, когда штормит

— Вы по-прежнему, Максим Робертович, остаётесь оптимистом? Самое страшное для отрасли позади?

— Да. Все полиграфисты боялись исчезновения расходных материалов и запчастей из Европы. Но на последнем Клубе цифровиков у нас в Питере такое сомнение прозвучало: «Вот мы можем привезти несколько тонн китайского тонера для цифровой машины. А вдруг «Ксерокс» вернётся, и нам останется только выкинуть эти тонны в унитаз». То есть предпринимательское чутьё боится не развития ситуации от плохого к худшему, а, наоборот, что всё вернётся на круги своя. Это примечательно. Антихрупкость бизнеса. Его так просто не обложишь красными флажками — везде найдёт щель, чтобы вылезти. И так и произошло. Тонеры, запчасти по каким-то хитрым параллельно-перпендикулярным схемам везут. Стандартный маршрут: Европа Азербайджан – Иран – через Каспий в Астрахань – Москва. Кто-то даже умудряется по этому маршруту запускать только документы, а товар едет из Риги в Москву. Или такой бизнес-казус: на финской границе, говорят, что если прицеп с российскими номерами загружен «санкционкой», а тягач с европейскими номерами, то формально это западный автопоезд и на него действуют другие законы. В общем, наш предприниматель на выдумки горазд. Как, собственно, и должно было быть.

— Но стало дороже…

— Да, дороже. И дольше. Но это всё-таки бублик, а не дырка от него.

— Можно ли использовать вашу книгу как методичку в кризис? Насколько она актуальна в данной обстановке?

— Я описываю свою биографию. За двадцать семь лет было три больших кризиса и множество средних, а ещё масса корпоративных спадов, не говоря уже о личных проблемах. С одной стороны, опыт есть, есть чем поделиться. Но, с другой стороны, моя книга не учебник. Более того, её основной лейтмотив: каждый должен нащупать свой стиль. В чём-то он будет похож на мой, в чём-то отличаться. Все большие кризисы развиваются по схожим сценариям. Нынешний не исключение. В первый момент директора предприятий впадают в шок. Но рынок не проседает в ноль. Сперва медленное снижение спроса. Крепкий бизнес успевает адаптироваться. Вот сейчас по загрузке — обычный сезонный спад. Лето как лето. Бывали и фееричные июль-август, но сейчас можно было ожидать худшего. Но всё по среднему сценарию.

— И как типографиям адаптироваться?

— Одна из идей книги — формула успеха, выведенная Эйнштейном. Успех есть сумма трёх слагаемых. Трудолюбие плюс отношение к жизни как к игре плюс молчание. В кризис роль первого слагаемого вырастает — нужно засучить рукава. Но и не исключать лёгкого отношения к бизнесу: ну играл, не угадал ни одной буквы! Бывает и проигрываем! Это полезная техника вернуть себе уверенность после паники первой минуты. Представить, что кризис не в реальной жизни, а в компьютерной игре. Поразительно, но в «игровой реальности» и решение получается вывереннее, и принять его легче, и Вселенная подскажет. Типографии «Любавич» и в 2008-м, и в 2014-м приходили крупные заказчики совершенно с неожиданной стороны, которые не только восстанавливали загрузку, но даже наращивали её.

— А что такое молчание?

— Это самое интересное слагаемое. По ходу книги я рассказываю, как пытался его расшифровать. Что имел в виду Эйнштейн? Мой вывод: он предлагает доверять интуиции. А чтобы услышать её советы, нужно не шуметь. В спокойной обстановке разобраться с собой, услышать слабые сигналы рынка. Но предварительно поговорив с командой. Вот это, разговор с заместителями, в российском директорском корпусе слабое место. Наш руководитель, как правило, принимает решения сам, не советуясь.

— Не видит смысла тратить время на «пустые разговоры»?

— Видимо, наше управленческое сообщество ещё не сформировало эти навыки. Как относится подчинённый к приказу? Далеко не как японец, который беспрекословно выполнит любое указание. Наш человек имеет обо всём «особое мнение». Он или тихо саботирует исполнение, подготовив отмазку на случай, если будет проверка. Или нехотя подчинится и начнёт что-то делать, но в случае неудачи (а она может быть: любое решение всегда риск ошибки) умоет руки: мол, я же предупреждал. Сильное отношение подчинённого (лучше, если оно станет навыком) не только исполнить приказ, но и взять на себя ответственность за результат (даже если будет провал). Начальник наперёд знает, что такого сильного навыка нет. Поэтому берёт всю ответственность на себя, но и не советуется с заместителями. Отчасти в качестве протеста.

Помолчим, когда штормит
Максим Румянцев презентовал свою книгу в Доме журналиста

— А где можно купить вашу книгу?

— Купить — в Книжной лавке писателя на Невском, 66. А скачать электронный экземпляр — на Литрес (пока бесплатно).

— Спасибо за интервью и за оптимизм.

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru