Новая реальность книжной полиграфии

Бизнес

12 апреля 2022 года прошла отраслевая конференция «Книжная отрасль России в условиях турбулентности». На мероприятии были представлены ключевые индикаторы книжного рынка, текущая ситуация с бумагой, картоном и другими расходным материалами, необходимые меры поддержки, пересмотр бизнес-стратегий и ряд других актуальных вопросов.

Модераторами выступили Светлана Зорина (журнал «Книжная индустрия»), Леонид Палько (Российский книжный союз, издательство «Вече»), Александр Воропаев (Минцифры России). Последний представил отчёт «Российское книгоиздание. Итоги и перспективы». Елена Соловьева выступила с докладом «Ключевые индикаторы книжного рынка для принятия решений в ситуации максимальной неопределенности».

Татьяна Климова («Октопринт Сервис») рассказала о текущей ситуации с точки зрения обеспечения полиграфии расходными материалами. Как пояснила Татьяна, компания занимается всем кроме бумаги и картона. «Октопринт Сервис» занимает по поставкам краски 25% российского рынка и имеет 10 филиалов по стране.

Презентация была подготовлена до введения пятого пакета санкций, и сейчас ситуация кардинально изменилась. Под запрет поставок попали практически все расходные материалы, оборудование и запасные части для полиграфии.

В России полиграфическая краска не производится, а новые каналы поставок сейчас только налаживаются. «Ни один китайский поставщик в одиночку не заместит необходимые объёмы. Мы поставляем 75 тонн краски ежемесячно. Это четверть российского рынка, то есть общая потребность составляет 300 тонн. Это масляная краска для листовой печати, которой печатаются и книги и упаковка».

Сейчас падает складской запас и растёт стоимость доставки. С января рост стоимости перевозок в Москве и Московской области составил 27%. «Рост цен на расходные материалы составляет от 13% до 50% и обусловлен разрывом цепочек поставки во всём мире, — объяснила Татьяна. — Я полиграфист в четвёртом поколении, и могу сказать, что импортозамещение в сфере полиграфии это не быстро. Если мы сейчас начнём это делать, то лет через пять мы это сделаем. Сейчас всё оборудование под санкциями и всё на что мы можем рассчитывать это Китай. Мы будем бороться за наполнение рынка».

Полностью выступление Татьяны Климовой доступно в видеозаписи.

Следующим выступил заместитель генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игорь Полтавцев. Он рассказал о том, какие проблемы возникают из-за дефицита мелованной бумаги, краски для офсета и тонера для цифровой печати.

Исполнительный директор цифровой типографии Т8 Виктор Левченко в своём кратком выступлении сказал, что типография старается жить сегодняшним днём. «Мы целиком и полностью зависим от производителей. Наше общение с вендорами сейчас, это разговор ни о чём. Мы не знаем, что будет через два месяца».

Евгений Капьёв (издательство «Эксмо») сообщил, что отрасль столкнулась с небывалым кризисом и надо, видимо, прогнозировать худшее: «Мы уже ощущаем дефицит материалов, задержки в печати, и наш прогноз, что основной кризис придётся на третий квартал. Это связано как с материалами, так и с тем, что скорее всего в третьем квартале мы ощутим падение доходов населения, и прогнозируем, что третий квартал будет очень непростой».

Выступление генерального директора издательской группы «Альпина» Алексея Ильина называлось «Стратегия издательства в условиях кризиса».

Директор издательства «РОСМЭН» Борис Кузнецов представил доклад «Детское книгоиздание: угрозы, риски, возможности». Детская книга — это треть рынка, и издательство на 20-25% зависит от импорта.

Выступили также представители книготорговых организаций. В частности, Татьяна Ларина (сеть книжных магазинов «Амиталь», Воронеж) заявила: «У книжного ритейла нет никаких проблем в сравнении с полиграфистами», а Денис Котов (торговая сеть «Буквоед») предложил скооперировать усилия в построении отраслевой воронки продаж.

Светлана Зорина в финале мероприятия сказала среди прочего: «Давайте говорить прямо: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому в данном случае надо рассчитывать на свои силы и быть вместе. Сохранять единство книжной отрасли в эти сложные времена, слушать и слышать друг друга». Александр Воропаев дополнил: «Давайте вместе сражаться, чтобы отрасль выжила». Также на конференции была подтверждена информация о том, что с 19 по 22 мая планируется Книжный салон на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, а с 3 по 6 июня Книжный фестиваль на Красной площади в Москве.

Полностью запись конференции доступна по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=9vGM4kgAOeo

Cм. также материал по итогам конференции, подготовленный журналом «Книжная индустрия».

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru