Цифровая трансформация полиграфии идёт всё ускоряющими темпами. Но, как и в любой области, успехам сопутствует провалы. И цифра сама по себе не является волшебным золотым ключиком, открывающим сокровищницу.
Компания Highcon взлетела ярко. В мае 2012-го действующая машина демонстрируется на drupa. Революционная технология цифровой постпечати для складной коробки. Лазерная резка, что к тому времени уже не воспринималось как чудо, но остаётся новинкой. И гвоздь программы — собственная патентованная технология биговки под звучным брендом DART. На лист вроде астролона, установленный на металлический барабан, наносятся полоски пластика по принципу кондитерского шприца. И закрепляются УФ. Через минуты можно работать.
Я был на той друповской презентации, облазал машину, благо люди на стенде были знакомые по HP Indigo. Технически решение впечатлило. Но по зрелом размышлении мы решили, что немедленных перспектив на нашем рынке нет. В отличие от цифровой печати, на которой уже тогда НИССА сосредоточилась. Потому что цифровая печать — это каждый раз новый сюжет, он и нужен каждому свой. А вот форма коробки задаётся технологическими требованиями, и у клиента не много причин выдумывать свою. А даже если дизайнер и выдумает, то только профессиональный конструктор упаковки сможет воплотить буйство этой фантазии в реальность. Что долго и дорого. А обычному заказчику вполне достаточно довольно ограниченного набора стандартных коробочек. Ярких, индивидуальных, с фольгой и лаком. Тогда мы, кстати, занялись цифровым облагораживанием. Тема непростая, но сейчас идёт в гору.
Но к теме Highcon мы тоже не раз возвращались, и каждый раз решение оказывалось тем же. А вот западные инвесторы в идею поверили. Компания продолжала разработки, выпустила несколько интересных моделей. К 2020 году рыночная капитализация достигла 190 млн долларов. А вот с продажами всегда было не так чтоб радужно. То есть машины продавались, но не как горячие пирожки. Что явно не обеспечивало необходимый денежный поток. И руководство компании совершило, на мой взгляд, роковую ошибку.
В информации для инвесторов появилась фраза:
each system was expected to generate, during a period of 7-10 years, “revenue from consumables in the amount of about $2-$3 million dollars with a gross profit < 60%”.
ожидается, что каждая система в течение 7–10 лет будет приносить «доход от расходных материалов в размере около 2–3 миллионов долларов при валовой прибыли < 60%».
Может, для инвесторов это и звучит обнадёживающе. Но когда потенциальный покупатель прямым текстом читает, что ему собираются в ближайшие годы продавать уникальные, не заменяемые на аналоги расходники на миллионы долларов по цене в три конца, он может энтузиазм и утратить. Тем более что и стартовые инвестиции в машину велики.
Как результат, цена акции компании последние три года упала более чем в 35 раз.
И в последние дни падение резко ускорилось.
Кстати сказать, крупнейший инвестор в Hihgcon — Бенни Ланда. В 2021 году он говорил в поддержку компании:
“When you start a revolution in a big market, it takes time, and you need a great deal of patience. It takes time both to develop the technology and to educate the market — that’s how it is when you make a fundamental, revolutionary change.”
«Когда вы начинаете революцию на большом рынке, это требует времени и большого терпения. Требуется время как для разработки технологии, так и для обучения рынка — именно так бывает, когда вы совершаете фундаментальные, революционные изменения».
Красивые слова. Но, как видим, необязательно время и терпение принесут результат. Может помешать жадность. Ещё вероятнее споткнуться о неверную оценку рынка. Может оказаться, что рынку не нужно такое решение за такие деньги. И в этой связи нельзя не вспомнить про другое детище Ланды — нанографическую печатную машину.
На момент написания сайт выглядит слегка заброшенным — при попытке зайти на новости вываливается ошибка. Проект рулонной машины для печати гибкой упаковки окончательно исчез с радаров, так и не коммерциализировавшись. Продажи листовых машин были, и не одна. Но явно в количествах и близко не обеспечивающих существование бизнеса. Ну и нанокраска оказалась не так чтобы конкурентом офсетной по цене за отпечаток, а на уровне других цифровых.
Сейчас Бенни Ланде 77. Компания принадлежит ему. Вряд ли при жизни он будет совершать резкие движения и фиксировать убытки. А вот его наследникам избежать этого вряд ли удастся.
Вывод, впрочем, очевидный. Никакая технология не панацея. Всегда надо внимательно считать, причём на собственных исходных. И больше верить практическому опыту, чем прогнозам аналитиков и выступлению производителей, даже ведущих. Аналитики те легко переобуются, как делали не раз. Вспомним Highcon. Или фиолетовые CTP. И процесс этот продолжается. Несколько лет назад HP показывала на выставках GEM — облагораживание для HP Indigo в линию. Очень красиво. И очень дорого — в серию проект не пошёл. Сейчас вот идёт Labelexpo Europe 2023. На ней много нового, много и знакомого. А вот про столь активно продвигавшиеся в прошлые годы Bobst ЦПМ Mouvent на стенде не удалось обнаружить даже упоминания. Замес (буквальной перевод с французского) не удался. Сначала почил в бозе вариант с водными красками. Теперь, похоже, и ультрафиолетовый. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Сейчас у Bobst на стенде гибриды и чистая цифра, гораздо более похожая на успешные машины других производителей, чем покойная инновация.