На первый взгляд или беглые заметки с необъятной virtual.drupa

Komori на виртуальной выставке drupa 2021 Бизнес

Пусть виртуально и с отсрочкой на год, но в истории самой значимой выставки мировой полиграфии поставлена очередная точка. С запятой. И в следующий раз, возможно, все будет иначе (2024-й далеко, да время бежит незаметно), а пока virtual.drupa – главное событие сезона для участников отрасли и одновременно — первый успешный проект полномасштабного цифрового экспо.

О том, что в привычном режиме drupa-2020 не состоится ее руководство, после переговоров с ведущими партнерами, объявило за несколько месяцев до начала мероприятия — пандемия спутала планы всей выставочной индустрии и Messe Düsseldorf не стала исключением. Однако, уже в январе 2021 года была представлена и прошла «обкатку» онлайн-платформа virtual.drupa, ставшая, в результате, альтернативой традиционному ивенту: вместо квадратных метров участники теперь выкупали эфирное время, а зарегистрированные в системе посетители переключали каналы, пытаясь не упустить ничего важного. При этом, все чтили пандемическое stay home, оставались на своих местах и, как минимум, сэкономили на билете до Дюссельдорфа.

В отличие от реальной «Друпы», которая обычно длится больше недели, ее виртуальная версия формировалась с расчетом на три дня – с 20 по 23 апреля — и для эксперимента оказалась довольно близка к привычным «друповским» стандартам эффективности. К примеру, гостями одиннадцатидневной drupa-2016 стали 260 165 человек (23 652 человека в день), тогда как только в день открытия virtual.drupa на портале отметились 17 тысяч пользователей, среднее же число ежедневных посещений не опускалось ниже 15 тысяч. Пул экспонентов в цифровом пространстве ожидаемо поредел — 250 компаний из 35 стран мира онлайн против 1837 участников из 54 государств офлайн в 2016 году. Однако свой экстра международный статус выставка по обыкновению оправдала: 82% аккаунтов на virtual.drupa принадлежали пользователям за пределами Германии.

Многих, кому доводилось бывать на «Друпе» в обычном порядке, насыщенная программа цифровой «Друпы» буквально поставила перед необъятным – так много в ней значилось всевозможных выступлений, презентаций, дискуссий. А между тем, в информационном смысле, крупнейшее полиграфическое шоу совершенно не изменилось. Разница заключалась лишь в том, что компактный сетевой формат впервые позволил увидеть «Друпу» такой, какая она есть – слишком масштабная, чтобы охватить целиком, слишком перспективная, чтобы осмыслить здесь и сейчас. Это и пугает, и придаёт оптимизма, совсем как песня «Обними будущее!» (Embrace the Future), служившая «музыкальной паузой» в перерывах между прямыми трансляциями на virtual.drupa.

Именно здесь три дня подряд обсуждались наиболее актуальные тенденции касательно текущих и предстоящих перемен в полиграфии с уклоном в цифровые технологии – искусственный интеллект, экономика замкнутого цикла, платформенная экономика и работа с «подключенными потребителями» через различные «умные» сервисы. Всего – 2700 минут или 45 часов веб-сессий.

Проще сказать, кого там не было среди спикеров в эти минуты и часы, чем даже просто перечислить их всех поименно. Не было, например, тех, кто считает, что полиграфия как отрасль не нуждается в автоматизации производства и взаимодействия с клиентами, сокращении количества отходов, влияющих на «углеродный след» каждого отдельного предприятия в общей картине выбросов CO2, в переходе к безопасным и натуральным компонентам.

Эксперт в области цифровой трансформации, один из авторов книги «Цифровая спираль» и приглашённая звезда virtual.drupa Майкл Гейл в своей презентации охарактеризовал искусственный интеллект (ИИ) как «мощный инструмент для бизнеса», который так или иначе придется задействовать, поскольку иного выбора попросту нет. Мало того, по его прогнозам, к 2030 году до 70% процентов мирового ВВП начнут обеспечивать роботизированные аппараты, ИИ и так называемая машинная экономика, где уже не будет места человеку. С другой стороны, остаётся открытым вопрос творчества.

Основатели дизайнерской студии Morphoria Марко Шмидт и Андреас Руэ, разработавшие шрифт и фирменный стиль для футбольного клуба Fortuna из Дюссельдорфа, на предположение ведущей онлайн-конференций Тани Хиггинс о возможности использования искусственного интеллекта в график-артс высказались скорее отрицательно, имея в виду его слишком линейный подход. Но не исключили, в то же время, естественной оптимизации труда дизайнера с помощью более продвинутых программных продуктов и устройств.

Можно не принимать всерьез идей Майкла Гейла, будучи уверенным, что футуристу далеко до полиграфиста в понимании тонкостей производственного процесса и, пускай перемен не избежать, программу Индустриализации 4.0 не отменить, типография – не шоколадная фабрика, и делать конфеты — не то же самое, что, скажем, печатать этикетку. В действительности же, бесполезно сопротивляться, когда лучше адаптироваться и попытаться извлечь из современных технологий максимум пользы для своего предприятия. Тем более, если проводником цифровых преобразований выступают лидеры рынка, среди которых такие особо доверенные бренды как Heidelberg и Komori: кроме новейших станков обе компании представили на virtual.drupa ещё и фирменные решения по автоматизации рабочего потока, давая понять, что тело машины и её ум теперь единое целое.

На базе Speedmaster XL 106 поколения 2020 с функцией автономной печати Push to Stop, модулем контроля за состоянием устройства Intelliline, продвинутой программой управления Heidelberg UX и массой интеллектуальных помощников, немецкий концерн реализовал образец «оцифрованной офсетной печати» — от pdf-файла до аккуратно сложенных листов. Цель – «повысить производительность типографий в популярном формате 70×100 мм».

Концепция «умной фабрики будущего» Connected Automation, продвигаемая Komori, по-японски изящна и беспощадна точна. Её ядром выступает система управления производством (Manufacturing Execution System), а активным компонентом – воркфлоу-планировщик KP-Connect Pro, непосредственно отвечающий за оптимизацию печатного процесса и контролирующий все связанные с этим этапы, включая вывод форм и финишную обработку.

В своих презентациях, больше похожих на выпуски новостей, Komori посчитала важным показать «подключенной аудитории» насколько шире становятся горизонты печати (в частности – печати упаковки) благодаря программным инновациям, и выбрала для этого флагманскую шестикрасочную машину Lithrone GX40 серии Advanced. Короткое видео запечатлело печатный процесс на бумаге 350 г/м2 с ключевыми особенностями – высокой скоростью переналадки при помощи приложения Parallel Makeready и безупречной цветопередачей и расширенным цветовым охватом, которые обеспечиваются технологией Komori Smart Color при добавлении к CMYK оранжевой, зелёной и фиолетовой краски, чтобы охватить до 85% гаммы Pantone.

Отдельно Komori продемонстрировала послепечатные устройства для высечки и сортировки — Apressia DC105 и Apressia MB100E, ориентированные на упаковочный сегмент. А кульминацией выступления Золотого партнера virtual.drupa стала презентация 40-дюймовой листовой нанографической ЦПМ Komori Impremia NS40 со скоростью вывода 6500 оттисков в час при максимальном формате листа 750×1050 мм и разрешении 1200 dpi.

Впрочем, и сам «отец нанографии» Бенни Ланда не обошел вниманием виртуальную «Друпу», зарегистрировавшись там практически одновременно с компанией HP.

Последняя вышла к зрителям с мощным набором продуктов из портфеля HP Indigo (Indigo V12, Indigo 15K, Indigo 7K, Indigo 6K, Indigo 25K) и убедительным повествованием Кристины Моро Мурсьего, продакт-менеджера коммерческого сегмента HP в регионе EMEA, о перспективах перехода от аналоговой печати к цифровой. Главным образом это касалось типографий специализирующихся на упаковке. В свою очередь струйные принтеры HP из семейства PageWide с непрерывной подачей чернил, и конкретно самый совершенный из них — Web Press T250 HD с чернилами HP Brilliant Ink, превосходно справляющийся даже с офсетной бумагой с покрытием, позиционировались как «открытая дверь» в новый прибыльный бизнес.

У Бенни Ланды тоже хорошие новости: цифровая машина Landa S10P Nanographic Printing формата В1, с возможностью однопроходного дуплекса, установленная в парижской типографии Groupe Prenant, зарекомендовала себя с наилучшей стороны не только с точки зрения заявленной производительности, но и качеством печати, о чём генеральный директор предприятия Филлип Ванест заявил со всей уверенностью. И это был лучший ответ «от Ланды» всем скептикам, сомневавшимся в перспективах его нанографии.

Если же попытаться абстрагироваться от авторитетов, продуктов и выделить текущий тренд в цифровой полиграфии virtual.drupa, то основными точками роста здесь будут инкджет и технологии послепечатной отделки.

Так, наряду с листовыми принтерами, Konica Minolta усилила привлекательность своего виртуального стенда презентацией цветной струйной ЦМП AccurioJET KM-1e LED UV и уделила особое внимание цифровым системам для выборочного 3-D лакирования MGI JETVarnish. Растущий спрос на эффектную отделку привёл к тому, что не так давно Konica Minolta увеличила свой пакет в MGI Digital Technology до 42,3%.

В эфирах Kodak на virtual.drupa на равных с беспроцессными пластинами Sonora Xtra и цифровой машиной Kodak Nexfinity, шли струйные принтеры Kodak Prosper Ultra 520 и Uteco Sapphire Evo W. Плодовитая Mimaki представила уникальный «сольвентник» SUJV-160 с эксклюзивными УФ-чернилами SU200 от Fujifilm для реалистичного воспроизведения текстур на виниле, ПВХ-баннере и прочих жестких материалах, чувствительных к высоким температурам.

Статус «Платинового спонсора» virtual.drupa предоставил, пожалуй, самые значительные ресурсы для перфоманса компании LEONHARD KURZ, чем мировой лидер в производстве фольги, плёнок и технических средств для цифрового декора воспользовался в полной мере. Каждая сессия на портале начиналась с вопроса: «»Устойчивое» украшение: противоречие или конкурентное преимущество?». И всякий раз, рассказывая о плюсах фирменного постпресса (DM-JETLINER (фольгирование) и DM-MAXLINER (фольгирование + лак) – надёжных, гибких, легко интегрируемых решениях, спикеры KURZ давали понять, что яркий блеск может приносить не только радость, но и доход.

Что ещё происходило и представляло интерес для ответственного пользователя virtual.drupa: FujiFilm, окончательно размежевавшаяся с Xerox, отметилась дебютом усовершенствованной ЦПМ Jet Press 750S формата В2 (5400 л/ч); у Cron появилось двухбарабанный плейтсеттер для офсетной и флексопечати со скоростью 68 пластин в час; EFI похвастался гибридным широкоформатным УФ-принтером с двумя примечательными особенностями – возможностью одновременной печати на различных листах расположенных на рабочем столе и высокой скоростью при печати с рулона – 230 м²/ч. Скромно и со вкусом взбудоражила массы автоматизированная система по изготовлению флексографских форм CrystalCleanConnect от Esko и Asahi – машина-зверь, интеллектуальный конвейер на 25% увеличивающий текущей уровень эффективности печатного оборудования за счет оптимизации формопроизводства. И многое, многое другое…

Объять необъятное — увидеть все презентации, услышать все мнения, подключиться к каждой сессии на портале «Друпы» в дни её дистанционного проведения — было физически не по силам. Впрочем, основные видео и выступления останутся в сети до декабря 2021 года, так что времени восполнить пробелы предостаточно.

Следующая «Друпа» в очном формате назначена на 2024 год. Станет ли онлайн-платформа её частью пока не ясно. Вполне вероятно. Удачные эксперименты имеют все шансы войти в привычку.

Татьяна Зуева

Журнал «Индустрия печати» — PrintIndustry.ru