Летние впечатления о весеннем «Принт Парке»

Бизнес

Весной 2021 года в Петербурге вновь прошёл полиграфический форум Print Park. Параллельно с ним состоялся первый всероссийский съезд НСП*. Нельзя сказать что собралось особенно много участников и посетителей, но после периода вынужденных карантинных ограничений и с учётом общей пандемической обстановки можно считать мероприятия успешно прошедшими. Да, не было многих знаковых фигур петербургской и российской полиграфии (можно перечислять рядами). Но, с другой стороны, было и много знаковых и новых лиц, это радует. Приехало немало московских гостей, посетили форум полиграфисты с Урала и из других регионов России. В целом соотношение числа представителей типографий, сотрудников компаний-поставщиков и прочих участников полиграфического рынка навскидку было примерно равным.

Съезд и форум открыли Б. А. Кузьмин и С. В. Радванецкий, которые уже не нуждаются в представлении в полиграфическом сообществе, они же сделали и основные официальные доклады. Также в рамках «Принт Парка» были организованы круглый стол «Актуальные вопросы профильного образования» (модератор – Наталья Лезунова, директор Высшей школы печати и медиатехнологий), дискуссия «Рынок газетно-журнальной печати: реальность и ожидания» (генеральный директор АО «Российские газеты» Вячеслав Корягин), доклад и обсуждение «Маркировка упаковочной продукции. Проблемы и перспективы» (Петр Бобровский, эксперт по стандартам ISO в области упаковки, председатель технического комитета по стандартизации № 223 [Упаковка]), доклад «Расчёт себестоимости полиграфической продукции» (Денис Ходанович, преподаватель Heidelberg Print Media Academy), выступления других руководителей и специалистов отрасли.

Небольшая выставка отдельных достижений полиграфического хозяйства со всего света

Форум прошёл в выставочном комплексе «Россия – Моя история», на первом этаже которого было более чем просторно для неполного десятка экспонентов.

По правую руку от входа компактно расположилась совместная экспозиция «Европапир», Mondi и Konica Minolta. Компании представили свой основной ассортимент и новинки. Обновлённая линейка Color Copy и Pergraphica от Mondi, а также другие сорта из ассортимента «Европапир» притягивали посетителей на протяжении всего выставочного дня. Дополнительным плюсом был тандем с Konica Minolta – на ЦПМ AccurioPress C4080 можно было оценить насколько хороша та или иная бумага в печати.

В этой же части зала находилась «НИССА Дистрибуция» с набором послепечатного оборудования. Помимо станков Schmedt для книжного производства и ручного настольного биговщика Tech-ni-Fold поставщик привёз компактный режущий плоттер PFI Blade. Подобные малоформатные решения в последние пару лет успешно выстрелили в среде цифровых типографий и салонов оперативной печати так, что на нашем рынке теперь представлено уже не менее трёх аналогичных аппаратов. Конкуренция между ними будет усиливаться.

Замыкал ряд небольшой стенд компании «Балтийская целлюлоза».

По фронту стояли «бумажная лавка» Atalis (с привычным и хорошо знакомым всем полиграфистам ассортиментом) и «Топ Принт Кат» (с китайским режущим плоттером SINAJET, который среди прочего может кроить гофрокартон).

По левую руку от входа разместились столики прессы, за ними – открытый стенд компании «Импресс» с полноцветным печатающим устройством PrimeLink C9070. Также виртуально (в виде образцов печати) присутствовала ЦПМ Versant 280. Директор компании Дмитрий Косенков, руководители петербургского представительства «Ксерокс СНГ» и «евангелист» компании Алексей Агарков заманчиво рассказывали о тонерах с дополнительными цветами Adaptive CMYK+.

В финале экспозиции распахнул пресс-волл в виде звёздного неба юбиляр «Берег» с ракетой-тантамареской и флажками с цитатой «Просто космос» из песенки Шнура, видимо, символизировавшей уровень сервиса. Компания предлагала отправиться в будущее и вспомнить прошедшие 30 звёздных лет — на видеопанели демонстрировались фото из истории компании. Саженец кедра в лейке символизировал надёжность, крепость и долголетие, а также одну из экологических инициатив, которыми славится «Берег». На остаток юбилейного года компания приготовила несколько сюрпризов… Не будем пока раскрывать их, отметим лишь, что все они традиционно для компании ориентированы на поддержание персональных контактов и полиграфической культуры. Кстати, бессменная муза печатного каталога (прайс-листа) петербургского филиала компании Фаина Обольская рассказала как он был востребован в период карантина менеджерами типографий, уставшими от бесконечного экранного общения, а на семинаре «Космическая Одиссея» менеджеры компании презентовали новые экологически чистые бумаги фабрики Fedrigoni и коллекцию Used от Gmund из 100% переработанной макулатуры.

Всего стендами были представлены восемь компаний, половина из них — поставщики бумаги, картона и материалов для полиграфии. Тем временем в семи аудиториях различной площади в течение дня выступили около полусотни спикеров.

Премьера российского мелованного картона «КАМА» совместно с «Европапир»

По мнению журнала «Полиграфия Петербурга», основным событием деловой программы стала первая в России публичная демонстрация мелованного картона отечественного производства. Мероприятие было организовано производителем картона ГК «КАМА» совместно с «Европапир».

Многие, конечно, уже были свидетелями онлайн-презентации картона, прошедшей ранее, но зафиксируем, что очное представление впервые состоялось в Петербурге. Подробности о первом российском мелованном картоне представили главный инженер-технолог «Кама Картон» Евгений Пожарский, руководитель отдела маркетинга и управления продуктом Юлия Ермакова, а также менеджер компании по работе с ключевыми клиентами Никита Ткаченко. От «Европапир» выступил директор по развитию направления «Упаковка» Вячеслав Брагин.

Участники «Камы» представили проект КДМ-9 и образцы немелованного картона, рассказали о технологии производства мелованного картона с БХТММ, продуктовом портфеле и сервисе для клиентов, позиционировании «Кама Картон» на рынке РФ.

В аудитории были руководители крупных типографий, в частности, «ММ Полиграфоформление Пэкэджинг». Полиграфисты с энтузиазмом прослушали презентации, посыпался ряд вопросов, одним из которых был, естественно: «Когда „Кама” даст стране картон?» Специалисты компании особо подчёркнули нацеленность компании на первоочерёдность удовлетворения внутреннего спроса. Теперь мы уже знаем, что первая партия картона отгружена в «Европапир», и первыми российскими покупателями стали типографии «ВнешТоргИздат» и «Харменс Дубна». Так что всё идёт по плану.

Также «Европапир» организовал ещё две презентации в рамках деловой программы: Елена Родионова и Ольга Курлыкина рассказали об экоматериалах, Мария Таран – о продукции Iggesund Paperboard.

Широкий ассортимент «Дубль В» и Mondi

Заметным событием стала серия презентаций «Упаковка 2.0.21. Что нового?» от ГК «Дубль В», прошедших в режиме нон-стоп в отдельном зале. Она была посвящена новинкам и системным решениям по материалам для премиум- и экоупаковки, фольге для горячего тиснения, краскам, лакам, плёнкам для ламинации.

Валентина Шубникова представила доклад «Направления переплётных и крафт-материалов для создания идентичности продукта». Людмила Чекалкина рассказала об актуальности применения экоматериалов в упаковке. В ассортименте «Дубль В» представлен ряд таких дизайнерских бумаг.

Отдельно стоит отметить презентацию новой коллекции цветной дизайнерской бумаги PERGRAPHICA. Бумаги этой марки в чёрном и белом исполнении, успевшие завоевать признание дизайнерского и полиграфического сообщества, теперь расширены линейкой из 30 цветов в 11 плотностях. Презентацию увлекательно провела Екатерина Подобед, Mondi.

Далее прошла серия докладов об отделочных процессах и материалах. Виктория Мисонжник представила новинки фольги для горячего и холодного тиснения и дизайн-концепт Box next to box от Leonhard KURZ, Нина Лепихова сосредоточилась на УФ-лакировании как эффективном инструменте декорирования упаковки, а Эльвира Исабаева рассказала о классических и нестандартных решениях применения плёнок для ламинации.

Как не утонуть в голубом океане, или пара слов о формате

Михаил Кувшинов, директор по развитию «НИССА Центрум», традиционно рассказал про «Голубой океан цифровой упаковки». Однако в новой версии спича картина заиграла свежими красками, что, впрочем, неудивительно — за прошедшее (с момента первой презентации под таким названием) время на рынке многое изменилось, в частности в России изрядно прибавилось цифровых печатных машин HP Indigo, но от этого пресловутый океан менее голубым и привлекательным пока не стал.

Интересные доклады также сделали Евгений Слиняков (типография «Промис»), Денис Гутник (ГБПОУ Московской области «Можайский техникум»), Дмитрий Токманцев (ГК «Танзор»), брендинг-студия «Адекватные люди», Алексей Лукьянчук и Сергей Щеголев (Konica Minolta)… Всех перечислять нет смысла, напомним, всего было с полсотни докладчиков, четыре часа в семи залах с небольшими перерывами. Никто не смог бы посетить все заинтересовавшие выступления при всём желании, о количестве слушателей лучше спросить у выступавших. А ведь, безусловно, полиграфистам требовалось время и для общения с коллегами из других типографий и с поставщиками, которые не выступали в официальной программе, но присутствовали на форуме.

Компания «ОктоПринт Сервис», которая является, насколько нам  известно, первопроходцем такого многопоточного формата проведения мероприятий в российской полиграфии, проводит свой «Полиграфический форум» гораздо более чётко. Параллельные сессии не конкурируют друг с другом, потоки чётко разделены по тематике, времени на доклады и обсуждение отводится больше, а самих потоков меньше, так что в результате все всё успевают и погружение в материал происходит более основательно.

Одним словом, однодневный формат с таким количеством разноплановых тем и участников – это какая-то экспресс-дегустация, при которой вряд ли возможно полно и глубоко донести свои материалы и предложения. Вероятно, выходом могло бы стать разнесение программы на два дня или, по крайней мере, видеозапись всех выступлений и их публикация.

Награды и благодарности

На церемонии закрытия состоялось традиционное награждение работников полиграфической отрасли Санкт-Петербурга благодарственными письмами Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Администрации Санкт-Петербурга и почётными грамотами Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Лауреатам вручили почётные знаки «Отличник полиграфии Санкт-Петербурга», дипломы и памятные знаки «Заслуженный полиграфист Санкт-Петербурга».

Завершился Print Park неформальным общением участников. Отзывы противоречивые, но все были рады возможности пообщаться с коллегами и отмечали необходимость проведения очных мероприятий и  недостаточность онлайн-встреч, равно как и необходимость совершенствования форматов проведения как первых, так и вторых.

Благодарим дирекцию форума за организацию, по сути, единственного регионального профильного мероприятия в таком формате и желаем успеха в его усовершенствовании.


* НСП, Объединение юридических лиц «Национальный союз полиграфистов».

Александр Шмаков, фото: Сергей Богомяко

Журнал «Индустрия печати» • PrintIndustry.ru