Концерн hubergroup вынужден менять позиционирование

Компания hubergroup сообщила, что её подразделение Print Solutions, которое специализируется на производстве рулонных и листовых офсетных красок для коммерческой, упаковочной и газетной печати, а также красок для флексографской и глубокой печати, страдает в последнее время от значительного снижения спроса.

По оценкам компании европейский рынок красок для коммерческой и издательской печати сократился примерно на 50 процентов в период с 2016 по первый квартал 2023 года, во многом из-за перехода периодики в онлайн. Рост рынка красок для печати упаковки был слишком мал, чтобы компенсировать это падение, и «усилия по оптимизации, начатые компанией hubergroup, были с лихвой поглощены им».

«Рыночная конъюнктура hubergroup ещё более ухудшилась из-за многочисленных непредвиденных кризисов последних лет (пандемия, сбои в цепочке поставок, военные действия на Украине, санкционная политика) и неблагоприятной политической обстановки в Германии и Европе. Рост сместился из Европы на другие рынки, особенно в Азию, где, по прогнозам экспертов, рынок печатных красок будет расти на 5,2% в год вплоть до 2031 года», — отмечает компания в пресс-релизе.

Чтобы адаптироваться к этим событиям, руководство hubergroup планирует реорганизацию, включающую следующие меры: 

  • Cокращение «избыточных производственных мощностей» приведёт к потере около 300 рабочих мест на производствах компании в Германии.
  • Предприятие в Целле сосредоточится на производстве и обслуживании немецкоязычного рынка (DACH), а также на технологиях флексографской и глубокой печати. 
  • Участок смесевых красок в Целле будет сохранен и модернизирован. Серийное производство будет закрыто.
  • Для сокращения глобального избытка мощностей и повышения загрузки вблизи клиентов производство красок, ранее осуществлявшееся на заводе в Целле, будет переведено на существующие заводы во Вроцлаве (Польша) и в Индии к концу 2024 года.

Административные, НИОКР и производственные подразделения hubergroup в Германии будут адаптированы к новым реалиям — около 300 сотрудников потеряют работу. «На заводе в Целле из 350 сотрудников будет уволено около 250», сообщает местная Cellesche Zeitung, напечатавшая, кстати, свой первый номер 2 апреля 1817 года красками фабрики Hostmann-Steinberg в Целле, вошедшей в состав hubergroup в 1977 году.

В финале релиза компания так обрисовала перспективы: «Реорганизация hubergroup в конечном итоге приведёт к снижению её зависимости от сокращающегося сектора печатных красок и в долгосрочной перспективе к превращению в химическую компанию, которая будет уделять больше внимания сырью для химической промышленности и печатным краскам для упаковочной индустрии. Это откроет для группы новые возможности роста, которые ранее были для неё закрыты».


Свою версию относительно подоплёки данного события мы попросили высказать известного аналитика полиграфического бизнеса Михаила Кувшинова, задав ему вопрос о том, какие, на его взгляд, неблагоприятные факторы вызвали сокращение и перенос производства.

Mikhail kuvshinov nissa
Михаил Кувшинов, компания «НИССА Центрум», директор по развитию

«Думаю, в пресс-релизе причины изложены правдиво. Печатная периодика съёживается как шагреневая кожа, потребление офсетной краски в Европе сокращается и будет сокращаться. А фраза «Рост сместился из Европы на другие рынки, особенно в Азию» — вообще шедевр горького иносказания. Да, так бывает, если закрыть санкциями европейским производителям ёмкий рынок, вынудив потребителей переориентироваться на Азию.

На самом деле это не всё, но некоторые вещи в Европе не принято упоминать даже иносказательно. На химическое производство влияет жёсткое и всё ужесточающееся природоохранное законодательство. Но затраты — это полбеды, беда в рисках. Бизнес не может предсказать, что будет через несколько лет, не окажется ли сегодняшний абсолютно добропорядочный и законный бизнес в будущем поводом для миллиардных штрафов.

Рыночная конъюнктура ухудшена «неблагоприятной политической обстановкой в Германии». Да, если в правительственной коалиции не просто зелёные, а зелёные троечники-недоучки — имеет смысл отойти в сторонку. В конце концов, можно было бы закрыть завод во Вроцлаве, переведя производство в Целле. Но сделали наоборот.

Наконец, химическое производство энергоёмкое. А цена энергии тоже стала непредсказуемым фактором, то есть рискованным. А рисков большой бизнес боится даже больше, чем убытков».


Пока материал готовился к публикации, портал Celler Presse опубликовал реплику члена Бундестага от партии «Альтернатива для Германии» Томаса Эрхорна под красноречивым заголовком «AfD призывает к немедленному отказу от политики правительства, направленной против бизнеса. Деиндустриализация началась и в Целле».

gutscheine hostmann steinberg 1923
Ваучеры (Gutscheine или Notgeldscheine) фабрики Hostmann-Steinberg периода гиперинфляции 1923 года на 100 000 марок и 10 миллиардов марок

Прямая цитата: «Теперь, когда деиндустриализация к сожалению в полной мере пришла и в Целле, я призываю федеральное правительство прекратить наконец свой антипредпринимательский курс и дать нашим местным предприятиям надёжную перспективу на будущее. Очевидно, что энергетическая, экологическая и санкционная политика красно-зелёно-жёлтого правительства разрушает нашу страну и уничтожает её процветание. Те, кто серьёзно относится к своей присяге, данной на Основном Законе, не должны больше продолжать идеологизированную лево-зелёную политику, направленную против наших компаний. Как видно на примере концерна hubergroup, именно трудолюбивые рабочие Германии первыми страдают от этого правительственного безумия».

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru