Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Бизнес

Ежегодное собрание Клуба цифровиков Санкт-Петербурга, прошедшее спустя неделю после мартовских ид в Колледже банковского дела и информационных систем под председательством бессменного А. В. Иванова, собрало около сотни полиграфистов. Четырёхчасовое мероприятие транслировалось онлайн. На день публикации данного материала запись набрала ещё пару сотен просмотров.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Перед началом мероприятия мы успели обстоятельно обсудить с командой «Европапир» новую коллекцию дизайнерских бумаг китайской фабрики TPG. Поговорили также с Михаилом Кувшиновым из «НИССА Центрум» и Фёдором Шлаевым из компании «Берег», запланированное выступление представителей которой не состоялось. Так что первый час видеотрансляции — это, по сути, бэкстейдж съёмки образцов бумаг и сопутствующие беседы (о включённой камере мы не знали).

Образцы TPG, стоит сказать, отменные. Владимир Данилов, Елена Родионова и Андрей Окунев рассказали, что дизайнерские бумаги китайского завода TPG стали полноценной заменой ранее популярным сортам дизайнерки, в том числе по цветам, качеству, фактуре и покрытиям, в частности с эффектом тач кавер. Первые партии успешно показали себя на тестах в цифровых и офсетных типографиях, и каталоги-веера уже готовы.

«Европапир» выводит на рынок 14 линеек дизайнерских бумаг из Китая, в том числе новые покровные материалы, бумаги с тиснением под собственной маркой Sl Graphica, «рыцарский» чёрный сорт Кnight Black семи плотностей от 110 до 1200 г/м² и Кnight Color десяти цветов и пяти плотностей, а также Duo Art на замену Sumo и ряд других бумаг. В Санкт-Петербурге они доступны в магазине «Формула бумаги» на месте бумажной лавки ушедшей с рынка компании «Анталис».

«Европапир» также продемонстрировал новые сорта, выпущенные российскими производителями, в частности роскошную офсетную кремовую бумагу сыктывкарского завода «Монди». Фото не передаёт замечательный оттенок и фактуру этой бумаги. Она обладает завидной пухлостью — увесистая с виду книга сказок Мюнхгаузена в руке оказалась неожиданно лёгкой. Свежие тестовые образцы на этой бумаге, сделанные в цифровой типографии Анри Мелуа «Четыре цвета», не вызывают нареканий. Одним словом, не бумага, а сказка.

Собственно заседание открылось приветственным словом заведующей отделением практики и трудоустройства колледжа Марии Пфайфер, которая пригласила представителей отрасли к сотрудничеству и объявила о готовности учащихся, в том числе специалистов по рекламе, издательскому делу и графическому дизайну, к прохождению практики в профильных компаниях.

Затем председатель Клуба директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга А.В. Иванов объявил программу: сырьё, оборудование и расходные материалы, выступления директоров типографий, баттл.

Бумага и основы

Владимир Данилов («Европапир») отметил, что в целом рынок заместил выбывшие сорта и объёмы бумаги и картона, однако сроки поставки увеличились до четырёх месяцев с момента заказа до поступления на склад. По объёму поставок в 2022-м компания сохранила объём бывший годом ранее, увеличилась доля материалов российских и азиатских производителей. Активно развивается новое направление упаковочных материалов, которые «Европапир» может поставить вместе с основным заказом, то есть практически бесплатно.

Елена Родионова, менеджер по развитию специальных и дизайнерских материалов компании, подробно рассказав о новых материалах, отметила: «Нам повезло с производителем TPG, с которым мы работали ранее. Это один из ведущих китайских производителей премиальных сортов с богатой коллекцией разнообразных дизайнерских бумаг, так что весь 2023 год будет в «Европапир» годом новинок».

Анастасия Левченко из зеленоградской ISBC рассказала о производимой компанией бумаге с интегрированными RFID-модулями, в том числе с отечественными чипами компании «Микрон». Несмотря на то что этому предложению ISBC уже пятый год, типографии наперебой интересовались деталями и стоимостью (220 рублей за лист А3, кстати), что может свидетельствовать о недостаточно активном продвижении продукта на протяжении всей прошедшей пятилетки.

Цифровое печатное оборудование с сухим тонером, расходные и сервис

Михаил Лихоманов из компании «Риал СТФ» отметил, что компания продолжает поддерживать решения «большой четвёрки» производителей цифрового оборудования.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Он признал, что цены на японские и американские электрографические ЦПМ и расходные материалы на пике прошлого года взлетали в 2,5–3 раза, но со временем стабилизировались. Сейчас срок поставки запасных частей — 2–5 месяцев и с уходом вендоров официальной гарантии на оборудование нет.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Вадим Хольнов («Джест») и Влад Шержинский, директор петербургского филиала компании, рассказали о поставках восстановленной техники и оригинальных и совместимых расходных материалов для печати сухим тонером. Плечо поставки оборудования — 2 месяца. В Петербурге открыт демозал, где представлено действующее подержанное оборудование и склад расходных материалов.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Вадим призвал не питать иллюзий — качество печати неоригинальными расходными материалами может быть далеко не идеальным. Оно и с оригинальными-то бывает невысоким в ряде случаев, отметил он, резюмировав «что касается полиграфии, я бы не рекомендовал использовать совместимый тонер».

Новые струйные рубежи

Максим Метленко, директор по развитию бизнеса ЗАО ГК АККОРД («Аккорд Пост»), представил презентацию о рулонном струйном печатном оборудовании именитого китайского производителя Founder, которое компания планирует поставлять на российский рынок и эксплуатировать на собственном производстве. Первая машина уже прибыла и готовится к запуску.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Максим также продемонстрировал график продаж рулонных струйных печатных машин в Китае, построенный на основании данных компании Founder, согласно которым машины западных вендоров устанавливаются единицами, в то время как число установок Founder к 2021 году приблизилось к полутора сотням в год, а всех китайских производителей — к двумстам.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Помимо струйных машин Founder является поставщиком цифровых печатных машин и расходных материалов для печати сухим тонером под брендом EasyJet, которые «Аккорд Пост» также планирует поставлять на российский рынок.

Михаил Кувшинов, директор по развитию бизнеса «НИССА Центрум», рассказал, как его компания оперативно переориентировалась на китайские поставки, выбрав лучшего, на его взгляд, производителя цифровых печатных машин (концерн HanGlory) и весьма достойного поставщика решений для цифровой отделки этикеток (Vision). Оборудование для цифровой печати этикетки и гофропродукции и отделочные машины уже успешно поставляется российским типографиям, а этикеточная ЦПМ LabStar HanGlobal установлена и в демозале компании.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Струйная печать, отметил докладчик, становится мейнстримом и в среднесрочной перспективе (3–5 лет) и будет продолжать отъедать доли в печати по бумаге и пластику и у аналоговых производств, и у цифровых типографий, работающих на сухом тонере. Наиболее перспективные отрасли — этикетка, гибкая упаковка, гофропродукция. Благодаря приходу китайского оборудования и расходных материалов для струйной печати в 2023 году в российском бизнесе цифровой и офсетной печати возможны серьёзные сдвиги по стоимости.

Дав ряд прогнозов относительно развития рынка, Михаил пригласил собравшихся в демозал и на выставку «Росупак», где компания планирует показать новое для российского рынка оборудование.

Кульминация. Цифровые типографии, вендоры и рынок труда

Александр Иванов плавно перевёл заседание к баттлу и завершающей части, заметив, что качество струйной печати в одной из известных московских типографий оставляет желать лучшего. Геннадий Боев парировал «За брата я отвечу!» и рассказал в общих чертах, как обстоят дела на производстве Т8: «Технология струйной печати в Т8 устроена таким образом, чтобы печатать быстро, много и дёшево. Чтобы получить плотное изображение, требуется специализированное цветоделение».

Затем последовал зажигательный полиграфический стендап основателя и экс-владельца типографии «Любавич» Максима Румянцева. Пересказывать его не рискну, адресую к видеозаписи. Рынок продавца, по мнению Максима, наступил прошедшей осенью: заказчики у полиграфической отрасли есть, и они с пониманием приняли и пониженное качество, и выросшие цены.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Анри Мелуа («Четыре цвета») начал с заявления о том, что год был редкостно удачным с точки зрения прибыли. Сейчас нет проблем с бумагой. Поставщики и российские производители сработали, с точки зрения директора крупнейшей петербургской цифровой типографии, на отлично.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Каким был 2022 год в цифровой печати, а также динамику развитий цифровой полиграфии на примере собственного опыта Анри представил на графике, отметив следующие ключевые точки:

  • 2009 год: падение 23%, инфляция 13,3 %
  • 2014 год: падение 13%, инфляция 12,9%
  • 2007 год: рост 46%, инфляция 12 %
  • 2016 год: рост 19%, инфляция 5,4 %
  • 2022 год: рост 25–35%, инфляция 12 (15) %

Обороты цифровой типографии во времена кризисов (2009 и 2014)

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли
На графике: малиновый — доходы от цифровой печати, синий — прочие доходы, жёлтый — инфляция

Также Анри Мелуа вслед за другими докладчиками отметил кадровую проблему («Последние лет десять полиграфия перестала быть модной для молодёжи. Мы сами привели отрасль к тому, что она стала непривлекательной для персонала») и потерю уважения к разорвавшим контракты поставщикам. Магистральный путь развития — переход на струйное печатное оборудование китайских и индийских поставщиков: «Сейчас мы поворачиваемся на восток, а года через два развернёмся окончательно». Как временное средство обеспечения производственных мощностей эксперт считает приемлемым покупку недорогих б/у машин с сухим тонером.

Сейчас уже можно даже снизить цены, тем самым увеличив спрос, отметил докладчик. Появляется масса отечественных продуктов, которые требуют своей упаковки и этикетки, запускают рекламную цепочку. Меняются продуктовые линейки, тестируются новые. И всё это требует цифровой печати. «Результаты с января по март показывают хорошие перспективы на год, всё будет нормально».

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

Вячеслав Полев («Процвет») поделился проблемами с поиском персонала и свободных площадей для развития по нормальной цене и отметил, что у всех, с кем он общался, это был лучший по прибыльности год.

Клуб цифровиков продолжает поиски формата

В завершение заседания Павель Капель (типография Printing) обратился к истории профессиональных объединений, вспомнив Московский полиграфический союз. Затем председатель петербургского Клуба, на энтузиазме которого оный во многом и держится, широкими мазками обрисовал историю создания Клуба. После чего Павел Адольфович предложил активизировать деятельность Клуба цифровиков и поднять её на более высокий уровень, в частности организовав совместные закупки и экспертный совет для разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками. «Очень многое можно сделать, двигаясь небольшими шагами», — заключил Капель. «В Германии на рынок не выйдешь, не заплатив членский взнос», — поддержал Иванов. Одним словом, речь зашла о формализации клуба и нахождении финансовых основ для обеспечения его более активной и продуктивной деятельности. Перечисленные вопросы породили дискуссию, которая плавно перетекла в кулуары, после чего самые энергичные дискуссанты продолжили её в ресторане «Карл и Фридрих», по некоторым сведениям едва ли не до утра.

Клуб цифровиков: о минувшем годе и перспективах развития отрасли

P. S. В собрании также приняли участие представители ряда компаний-поставщиков и руководители офсетных и цифровых типографий («Премиум Пресс», «Астер», «Литас+», «Быстрый цвет», FlyPrint, «Яркая полиграфия», Superwave, «Принтсбург», «Сатисъ» и других), специалисты и преподаватели учебных заведений, и другие полиграфисты. Всего в списке регистрации было заявлено 108 человек. В Телеграм-группе, которая легко находится как Клуб директоров цифровых типографий, числится 432 участника. Виртуальный формат общения пока перевешивает.

P. P. S. Перевести уважаемое собрание в формат СРО я предлагал ещё лет 10 назад, после того как выпускал журнал «Цифровик», предшествовавший созданию Клуба. Но долгая память (как пелось в известной песне) не пользуется популярностью и всяк стремится переписать историю на свой лад и изобрести велосипед заново, а заодно поставить в одну упряжку лань и буцефала, что, в общем, не очень целесообразно. Но история продолжается, а это главное.

Александр Шмаков,
фото редакции журнала «Индустрия печати», А. Савкина и Т. Барановой

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru