Вопросы цветопередачи не перестают быть актуальными для полиграфистов. Шутка ли, когда из-за проблем с цветом заказчик бракует тираж. Хорошо, если есть утверждённый клиентом цветопробный отпечаток (так называемая контрактная цветопроба) и допустимые параметры отклонения от норм прописаны в договоре. А если нет? Тогда, возможно, предстоит перепечатка или долгие разбирательства с непредсказуемым результатом и возможными репутационными потерями.
Сколько раз вам приходилось слышать «а у меня на мониторе это выглядело совсем иначе» и говорить о необходимости калибровки и нормированного освещения. Ответ типографии «мы печатаем по ГОСТу», подразумевающий печать в соответствии с нормами ISO 12647-2:2004 (он же ГОСТ Р 54766-2011), не сильно впечатлит заказчика, если допустимые отклонения и способ их измерения не были зафиксированы документально. И перед типографией встаёт дилемма: или терять в деньгах, или расставаться с заказчиком. Это в лучшем случае.
Практики печати и полиграфические эксперты ищут во избежание неплодотворных конфликтов способы достижения компромисса в практических вопросах цветовоспроизведения и рекомендуют познакомить взыскующих безупречной передачи с рядом методик и тестов. Ниже краткий рассказ о некоторых из них.
Безусловно, стоит рекомендовать клиенту для начала как минимум протестировать свой монитор, используя, например, тест от известной компании Eizo и откалибровать его. А для быстрой оценки цветовосприятия можно посоветовать упрощённый онлайн-тест X-rite, основанный на тесте Фарнсворта-Манселла, который используется в промышленности и государственных учреждениях США уже более полувека. Согласно статистике, у одной из 255 женщин и одного из 12 мужчин наблюдается та или иная форма нарушения цветового зрения.
Ещё один тест на цветовое зрение и сопоставление цветов — Color matching. Он проводит игрока через различные типы цветовых групп и позволяет оценить, насколько уверенно тот себя чувствует в цветовом круге. Игра на время. Чем выше оценка, тем лучше. Оценки желательно получить все в зелёной зоне, но к результатам стоит отнестись снисходительно. Во-первых, это всё же игра, во-вторых — необходимо делать скидку на настройку монитора, окружающее освещение и временные ограничения.
Интересное средство проверки способности к различению цветов разработала и представила на своём сайте компания Techkon, известный производитель измерительного оборудования и решений для управления цветовоспроизведением. Это игра Color Game, позволяющая посетителям пройти короткий тест, чтобы оценить, насколько хорошо они чувствуют различия в цвете и могут приводить их к эталонным образцам.
Результат практически мгновенно вычисляется после каждой подстройки и сразу показывает, насколько точной она была (конечно же, в ∆E). Ограничений по времени нет, и вы получаете оценку, как только нажимаете кнопку «Оценить».
На первом уровне есть только один ползунок для выбора цвета (оттенка). На втором уровне настроек две (оттенок и насыщенность), и необходимо подобрать цвет с помощью комбинации этих регулировок. На третьем будут уже три переменные — оттенок, насыщенность и яркость. В итоге все результаты отклонений суммируются и получается результат (соответственно, чем число меньше, тем лучше).
На первом этапе задания были довольно просты, и я получил весьма неплохие результаты. Судите сами.
Но с добавлением дополнительных переменных подстройка становилась сложнее и была не всегда удобной, так что иногда, даже видя незначительную разницу, я принимал этот «компромиссный» результат и двигался дальше. И это, конечно, сразу сказывалось на оценках!
В итоге мой результат по сумме отклонений (21,08) занял 174 место (на 8 сентября 2024-го) из 1448 зафиксировавших свои успехи участников теста. Если в качестве шутки, вычислить мой средний бал по результатам 15 заданий получится 1,4 ∆E. Неплохой итог! Особенно если учесть, что обычно в отрасли речь идёт о пресловутых 2 ∆E.
Несмотря на то что это всего лишь игра, она даёт некоторое представление о том, насколько точно человек может оценивать цветовые различия. Пройти тест можно не один раз.
Ссылку на игру Techkon я нашёл в материале полиграфического эксперта Эдди Хагена, который напомнил мне про найденные мной некоторое время назад материалы про E-фактор. О нём в продолжении материала.
Александр Шмаков