Перейти к содержимому
Главная страница

Цвет в офсетной печати для начинающих и не только

color-proof-top

У вас возникла задача напечатать тираж на офсетной машине, но при этом вы не хотите, получив тираж, обнаружить, что цвет изображений не тот, что вы ожидали. Тогда рекомендуем вам серию материалов Сергея Зинченко, ведущего prepress-инженера типографии «Август Борг».

Цвет в офсетной печати для начинающих и не только

Об авторе. Сергей Зинченко. По образованию инженер-физик. В допечатной подготовке с 1990-го. В 90-е работал в издательствах «Мастер» и «Аргус», с 1998-го и по сей день — в компании «Август Борг». Активный участник сообщества rudtp.

Для того чтобы изображения в полученном тираже вас не разочаровали, нужно обязательно увидеть их правильным образом ещё до печати тиража. Это можно сделать двумя способами — на мониторе или на распечатке струйного принтера. Но для того чтобы эти изображения выглядели так, как они должны быть напечатаны по стандартам офсетной печати, и монитор и принтер должны быть откалиброваны. При этом не каждый принтер и монитор можно откалибровать с достаточной точностью.

Если вы решите установить калиброванный монитор или цветопробный принтер у себя, настоятельно рекомендуется обратиться к специалистам. А для начала можно всё делать на стороне: специалисты профессионально подготовят вам изображения к печати. Вы можете подъехать к ним на рабочее место и на калиброванном мониторе посмотреть на результат. Не пытайтесь оценивать или тем более корректировать изображения на неоткалиброванном мониторе или смартфоне.

Если то, что вы видите на мониторе, вас устраивает, наступает время перенести изображения на бумагу, то есть сделать цветопробу.
Если же изображения вас не устраивают — продолжить их обработку на компьютере. Не надейтесь на то, что, стоя у печатной машины, вы спасёте плохо откорректированные изображения. В подавляющем большинстве случаев у вас ничего не получится.

Цветопробу можно сделать либо в специализированной компании (репроцентре), либо непосредственно в той типографии, в которой вы собираетесь печатать тираж. Если в типографии есть оборудование для цветопробы, то это более предпочтительный вариант. На цветопробе обязательно должны присутствовать шкалы и отчёт с результатами проверки её измерительным прибором.

Восприятие цвета человеком зависит от освещения, поэтому цветопробы адекватно показывают изображение только под определённым светом. В репроцентре или типографии должно быть просмотровое место, оборудованное специальными лампами. Там и нужно смотреть пробы. Утверждать пробу у заказчика при свете обычных офисных ламп категорически не стоит, в этом случае более подходящий вариант — выйти на улицу и оценить цвет при дневном свете.

Итак, изображение на цветопробе вас устраивает, и настало время печати. Самый лёгкий способ — это отдать пробы типографии, указав в задании на печать, что печать должна быть по пробам, и ждать получения тиража. Можно также приехать на печать. В этом случае обратите внимание на лампы на пульте печатной машины. Их свет будет отличаться от света ламп у вас в офисе. Можно посмотреть марку на лампах и проверить в сети, относятся ли они к «цветопробным». Не поленитесь выйти с печатным листом и пробой на улицу, если, конечно, в типографии нет специализированного места для просмотра цветопроб.

Не будьте перфекционистом. Идеального соответствия цветопробы и отпечатка достигнуть в условиях реального производства очень сложно. Но и не поддавайтесь на «лучше сделать невозможно», если видите существенные различия пробы и печатного листа.

Каждый из вышеописанных этапов можно пропустить, но это не пройдёт бесследно. Можно сразу начать делать пробы, пропустив просмотр изображения на калиброванном мониторе. Но это чревато неоднократной переделкой цветопроб, что повлечёт лишние расходы.
Если вы уверены в мониторе, можно пропустить изготовление цветопроб и заказать печать по шкалам. Но нужно иметь в виду, что печать по шкалам, даже в рамках допусков стандарта, даёт заметно большие вариации по цвету, чем печать по цветопробе. Можно не ездить на печать тиража. Но для этого нужно быть уверенным, что типография хорошо попадает в цветопробу. Да и, как было описано выше, полного соответствия не бывает. И только вы можете оценить, насколько вас удовлетворяет изображение на печатном листе и какие элементы изображения для вас критичнее — фирменный цвет или лицо генерального директора.

Существует ряд моментов, осложняющих ситуацию, которые надо иметь в виду.

Первое, это лакировка и ламинация оттисков. Лакировка в линию на печатной машине существенно облегчает послепечатные работы, но влияет на цвет. Можно сказать, что матовый лак немного снижает контраст изображения, а глянцевый увеличивает.

Ламинация даёт такой же эффект, как и лак, только заметно сильнее, и, соответственно, уже возникают изменения по цвету. Так что учитывайте, что в случае последующей ламинации цвет вашего изделия будет отличаться от того, что вы видели на печати. В особо ответственных случаях можно попросить типографию заламинировать лист прямо во время приладки.

Не пытайтесь ламинировать цифровые пробы, там другое растрирование, и ламинация будет изменять цвет совсем по-другому. На сегодняшний момент в стандартах присутствует описание печатного листа под ламинацией. Так что в принципе можно сделать цветопробу, имитирующую заламинированный оттиск. Эти пробы правильно дают качественную картину изменений цвета печатного листа под ламинацией. Насколько точно они соответствуют реальным печатным листам, у автора информации нет. К сожалению, на протяжении уже многих лет составители стандартов игнорируют наличие на планете машин с лакировальной секцией.

Второе, это печать на нестандартных бумагах. Стандартами описаны только изображения, отпечатанные на мелованных и немелованных (часто ещё называемых офсетными) белых бумагах. По умолчанию вся подготовка иллюстраций производится под печать на мелованной бумаге. Так что если вы планируете печать на немелованной бумаге, не забудьте предупредить об этом тех, кто будет готовить вам изображения и делать цветопробу. А вот если у вас стоит задача печати на дизайнерской или тонированной бумаге, то тут не обойтись без пробной печати на печатной машине и привлечения профессионалов. Не пытайтесь прийти на печать со стандартной пробой для мелованной бумаги и попасть в неё, скажем, на эфалине. Вы заранее обречены на неудачу.

Не попадаем в цветопробу. Почему и что делать?

Итак, вы прочитали первую часть статьи и, представим, приехали на печать по цветопробе.

Цветопроба сделана по всем стандартам и удовлетворяет всем допускам, а печатник в неё попасть не может. И возникает два вечных вопроса — почему и что можно сделать (вопрос «кто виноват» сейчас обсуждать не будем).

Для начала разберёмся почему. И начнём с того, чтo определяет цвет в определённой точке на печатном листе. Он определяется тремя составляющими.

Первая составляющая — это цвет красок триады на печатном листе. Обращу особое внимание на то, что имеет значение именно цвет. А измерить его можно только прибором, называемым спектрофотометром. Всё, что измерено прибором с названием денситометр, цветом не является. И слова «у меня тут синего 1,5» ничего о цвете краски на печатном листе не говорят. А вот слова у меня синий L=55, a= –36, b= –51 совершенно однозначно характеризуют цвет синей краски триады. Современные приборы могут быть одновременно и денситометрами и спектрофотометрами, но нас интересуют именно измерения цвета, а не плотности. То есть те самые волшебные цифры L, a и b. Их целевые значения прописаны в стандарте. Узнать их можно, например, здесь: cielab.xyz/forum/viewtopic.php?f=4&t=308.

Вторая составляющая — это процентное заполнение бумаги краской в определённой её точке. Эта величина в процентах задана в файлах, с которых выведены формы. Но на печатном листе, вследствие переноса изображения сначала с формы на резину, а потом с резины на бумагу, заполнение бумаги краской увеличивается. В результате может получиться, что в точке, где в файле задано 40%-е заполнение, на листе заполнение будет, скажем, 54%. Это увеличение называется TVI (tonal value increase), или в просторечии растискиванием (для тех, кто в теме, скажу, что я пока для простоты сознательно опускаю деление на оптическую и механическую составляющую).

В нашем примере TVI будет 14%. Поскольку TVI есть функция периметра растровой точки, то оно разное в точках с разным процентом заполнения и максимально в районе 40–60%, где периметр растровых точек максимален. На рисунках ниже представлено 40%-е заполнение на идеальной форме (1) и на печатном листе (2–3). Обратите внимание, насколько процент заполнения отличается на рисунках 2 и 3.


График зависимости TVI от процента заполнения называется градационной характеристикой, и она прописана в стандарте. На неё можно посмотреть, например, здесь: https://cielab.xyz/TVI.php.

Третья составляющая — это красконаложение. В точках изображения с большим процентом заполнения краской растровые точки разных красок накладываются друг на друга. Краска из первой по ходу бумаги секции ложится на чистую бумагу, а последующие уже на бумагу с краской из предыдущих секций. От того, как краски ложатся друг на друга, тоже зависит цвет на печатном листе.

Теперь, когда мы понимаем, чем определяется цвет на печатном листе, перейдём к вопросу «что делать».

Первое, что нужно сделать, это получить максимально близкие к стандарту цвета красок триады. Они контролируются по 100%-м плашкам на шкале оперативного контроля, которая присутствует на печатном листе. Измерения, подчеркну ещё раз, должны производиться спектрофотометром, а не денситометром.

Цвет краски триады на листе зависит от толщины красочного слоя, который в свою очередь определяется величиной подачи краски из красочного аппарата. Поскольку печатник может регулировать подачу краски, то на красках хоть мало-мальски уважающего себя производителя можно получить цвет триады достаточно близкий к стандарту. Этому может помешать только загрязнение краски либо краской от предыдущих секций (чаще всего грязная бывает жёлтая краска), либо загрязнение красками от предыдущей печати смесевыми красками. Эту проблему печатник тоже может достаточно оперативно устранить, просто тщательно смыв секции.

Итак, получить нужный цвет красок триады прямо в момент печати вполне реально. Правда, для этого, скорее всего, потребуется помощь технолога или специалиста по допечатной подготовке, ибо печатники редко владеют спектрофотометром и пониманием того, как изменить подачу краски по колориметрическим измерениям спектрофотометром.

Если и после того, как получен нужный цвет красок триады, в пробу всё равно не попадаем, то настало время обратить внимание на градационные характеристики. В шкалах оперативного контроля обычно бывают поля 40% и 80% растра для каждой из красок триады. По ним не построить всю градационную, но можно приблизительно о ней судить.

TVI измеряется денситометром. Возможно либо сразу измерение dot gain (он же TVI), либо измерение dot area. В случае измерения dot area для получения TVI нужно из измеренной цифры вычесть процент заполнения измеряемого поля. Измеренные значения TVI должны соответствовать стандарту. Если они отличаются на 1–3%, это вполне в допусках.

Если TVI всех цветных красок триады на 1–3% выше или ниже требуемых стандартом, это обычно не приводит к сильному отличию цветопробы от печатного листа. Хуже когда TVI отличаются по разным краскам. Например, TVI синей и жёлтой краски — 16%, а пурпурной — 24%. При этом печатный лист будет однозначно краснить по отношению к цветопробе.

Неверный TVI у чёрной краски не даёт цветного сдвига, но при этом делает изображение более светлым или более тёмным. Так что на него тоже стоит обращать внимание.

К сожалению, в отличие от подачи краски, печатник не может оперативно регулировать TVI. TVI зависит от множества факторов: резина, проводка бумаги, формы, увлажнение и т. д. Так что оперативно устранить несоответствие TVI стандарту в момент печати практически невозможно. Но в пробу попасть всё равно хочется…

Есть два варианта действий.

Первый — пытаться несоответствия градационных стандарту скомпенсировать изменением подачи краски. Скажем, в приведённом нами выше примере уменьшить подачу пурпурной краски. Вполне возможно, что это улучшит ситуацию. Нужно только понимать, что при этом, улучшая ситуацию в одном месте, мы ухудшаем её в другом. Например, на печном листе есть элемент красного (100M, 100Y) цвета. Этот цвет никак не зависит от TVI, но зато зависит от цвета жёлтой и пурпурной красок триады. В случае изменения подачи краски от стандарта этот цвет однозначно уйдёт от пробы.

Второй способ — компенсировать несоответствия градационных стандарту перевыводом форм. В приведённом выше примере нужно уменьшить процент заполнения на форме пурпурной краски, чтобы скомпенсировать повышенное увеличение растровой точки при печати. Этот способ не имеет побочных эффектов —
подачу краски мы не трогаем. Но требует доброй воли от типографии — формы стоят денег, да и правильную поправочную кривую для перевывода форм нужно ещё уметь рассчитать. Но только этот способ даёт максимально близкое соответствие цветопробы и печатного листа.

Красконаложение редко доставляет проблемы при печати по пробе. На него стоит обратить внимание в случае, если у вас цвет красок триады соответствует стандарту, а так называемые бинары — красный (100M, 100Y), зелёный (100С, 100Y), фиолетовый (100C,100M) в стандарт не попадают. Оперативно красконаложение можно улучшить уменьшением подачи увлажнения.
А ещё стоит проверить последовательность секций. Порядок должен быть CMY. Чёрная может быть первой и последней на усмотрение печатника. Это не критично. Причём порядок секций лучше проверять всегда в самом начале, дабы не биться с ветряными мельницами. Успехов на печати!

Пробная печать на печатной машине. Мифы и реальность

В предыдущих частях статьи кратко упоминалось, в каких случаях возникает необходимость пробной печати на печатной машине. Остановимся на этом немного подробнее.

Начну с того, что пробную печать без пробы на печатной машине на обычной мелованной или офсетной бумаге, для которых существуют стандарты, я считаю занятием дорогим и бессмысленным. Хотя существует устойчивый миф, что цветопроба на струйном принтере это просто цветная распечатка, а вот реальная проба может быть получена только на печатной машине. Она, дескать, учитывает все нюансы конкретной печатной машины.

Есть только одна загвоздка: учитываются ли все нюансы печатной машины в конкретный момент времени в конкретных условиях. Печатная же машина, мягко говоря, не самое стабильное устройство на планете.

Поэтому получить даже через несколько дней печатную машину в таком же состоянии, как на тестовой печати, весьма непросто — в отличие от цветопробы, которая держит калибровку годами. Не говоря уже о том, что цветопроба откалибрована под стандарт и на разных нормально откалиброванных пробах вы получите практически неотличимые по цвету изображения. Чего нельзя сказать о печатной машине. Она и стабильностью не отличается, и калибровкой под стандарт, как правило, не блещет.

Попробуйте сделать две тестовые печати в разных типографиях. Почти уверен, результат вас сильно удивит. Скорее всего, вы получите печатный лист с неким изображением, которое и стандарту не соответствует, и повторить его эта же типография сможет лишь с некоторыми оговорками, не говоря уже о другой типографии.

Что с этим листом дальше делать? Откорректировать все изображения под условия печати в конкретный момент времени? А потом, приехав на реальную печать, обнаружить, что условия печати изменились. По моему мнению, это путь в никуда.

Единственной разумной причиной тестовой печати на обычной бумаге я вижу проверку способности незнакомой типографии попасть в пробу. Если у вас ответственный тираж и вы по каким-то причинам должны его печатать в незнакомой типографии, то, возможно, стоит потратить немного времени и денег на превентивное знакомство с типографией.

Другое дело, если нам предстоит печать на бумаге, на которую нет стандартов. К примеру, дизайнерской или тонированной. Тут без тестовой печати не обойтись. Только на листе должны быть не только просто картинки, обязательно должна присутствовать шкала для построения профиля печатного процесса. Профиль — это специальный файл, который описывает печатный процесс, который применяется в подготовке изображений к печати и изготовлении цветопроб.

Я настоятельно рекомендую в этом случае обратиться к специалистам, но вкратце опишу процедуру. Перед такой печатью неплохо бы определиться с целевым цветом красок триады и привести градационные характеристики к более или менее человеческому виду (с методикой можно ознакомиться здесь: https://cielab.xyz/forum/viewtopic.php?f=4&t=539). Только решить, что считать целевым, придётся самим — цвет красок триады, рекомендуемый стандартом, мы можем просто не достать. Но это достаточно серьёзная
и недешёвая работа.

Поэтому вполне можно просто зафиксировать те цвета красок триады и градационные, которые получатся у типографии в момент пробной печати. Только настоятельно рекомендую всё же исправить разбаланс по TVI между секциями, если таковой случится. Пусть градационные будут какие получились, но близкие по всем цветным секциям.

Разбаланс по TVI между цветными секциями свидетельствует о неких проблемах на машине в данный момент времени, и невелика вероятность, что они повторятся в момент печати тиража.

Дальше забираем печатные листы, измеряем спектро­фотометром шкалу и строим профиль. С помощью этого профиля готовим к печати изображения и делаем цветопробы. И во всеоружии приезжаем на печать реального тиража на нестандартной бумаге.