Очередной, восьмой по счёту отчёт о глобальных трендах в мировой полиграфии drupa Global Trends, подготовленный экспертами ведущей полиграфической выставки, в целом оптимистичен: зафиксировано восстановление бизнеса после пандемии, индекс делового доверия растет и, как ожидается, поток инвестиций в 2023 году увеличится на всех рынках, во всех регионах мира. Результаты опроса пятисот профессионалов печатной индустрии из числа директоров типографий и поставщиков оборудования показывают, что они намного больше уверены в будущем сейчас, нежели в 2019 году, до эпидемии коронавируса. Особенно сильный уровень ожиданий в сегменте упаковки, однако и коммерческая, и функциональная печать, а также издательское дело имеют неплохие шансы наверстать упущенное. В Азии и Южной Америке ожидаются подвижки в продажах, настроения в Европе скорее минорные: никто не берется говорить о чем-то определенно, с учетом украинского кризиса и его последствий.
Сокращение инвестиций у полиграфических предприятий в последние два года, вызванное сложной экономической обстановкой, нисколько не мешает их руководителям строить планы по развитию, требующие серьезных капиталовложений. Начальник отдела печатных технологий Messe Düsseldorf и директор выставки drupa Сабина Гельдерманн уверена: типографии понимают плюсы внедрения инноваций, которые позволят им добиться успеха в долгосрочной перспективе — потрясения последних двух лет мешали им активнее вкладывать средства в повышение эффективности производства. По её прогнозам, 2023 год для многих станет годом новых проектов.
Взаимосвязь оценки экономического благополучия той или иной компании и географического положения велика. Если в азиатском и южноамериканском регионах, как уже сказано, ожидается рост, то на европейском континенте нарастает обеспокоенность чем и когда закончится вооружённый конфликт на Украине. Только 18% типографий назвали свое текущее положение хорошим.
В том, что касается распределения сил у технологий печати, то листовой офсет теряет позиции в коммерческой полиграфии и усиливает их в упаковке. Там же увеличивается использование флексографских машин и цифровых листовых принтеров, в отличие от струйных рулонных систем. Вместе с тем, офсет продолжает оставаться самым популярным типом печати для инвестиций, на упаковочном направлении лидирует флексография. На втором месте по степени инвестпривлекательности — цифровые печатные устройства и оборудование для отделки.
В сфере B2B услуг резко выросла доля оборота у Web-to-Print — с 17% в 2019 году до 26% в 2022-м. Хотя в период с 2014-го по 2019-й востребованность платформ по автоматизации печатного процесса держалась на одном уровне. Ковидные локдауны, буквально парализовавшие деловую жизнь, в данном случае послужили толчком к прогрессу.
Коронавирус по-прежнему воспринимается в качестве главной опасности большинством типографий в Азии (62%) и Европе (51%). Порядка 32% руководителей европейских компаний и 6% в Южной и Центральной Америке видят угрозу в военных действиях, 58% — в падении экономики. В целом, социально-экономические проблемы становятся для полиграфистов едва ли не важнее давления рынка. При этом, печать по-прежнему остается основным средством коммуникации и, даже перед лицом трудных времён, бизнес демонстрирует стремление к дальнейшему развитию.
Татьяна Зуева