FINAT обновила статистику по европейскому рынку самоклеящейся этикетки

В опубликованном дополнении к ранее выпущенному FINAT полугодовому отчету, говорится, что уровень потребления самоклеящейся этикетки на европейском рынке в первой половине 2022 года снизился на 2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

finat pr10 2022 labelstock

Это снижение – говорится в сообщении организации – началось сразу после имевшего место 7-процентного роста спроса на «самоклейку» в 2021 году, который способствовал рекордному объему ее производства в 8,5 млрд кв.м. Несколько меньший рост потребления – 4,3% – имел место в пандемийном 2020 году.

Наступивший в этом году спад аналитики FINAT в первую очередь связывают с коллапсом на рынке рулонных материалов, особенно ярко проявившемся во втором квартале, когда общий уровень потребления самоклеящихся материалов упал на 8,3% в сравнении с тем же периодом 2021 года. Небольшую компенсационную роль в этот негативный процесс внес рынок рулонных пленочных материалов, сумевший подрасти на скромные 2,2%.

На создавшуюся непростую ситуацию оказали влияние сразу несколько факторов.
Во-первых, на итоги 2022 года повлияла ситуация, сложившаяся в течение двух крайне нестабильных 2020 и 2021 годов, когда свою роль сыграли избыточный спрос на товары и услуги первой необходимости, спровоцированный последствиями пандемии 2020 года, а также начавшийся в 2021 году процесс оживления экономики.

Во-вторых, нельзя не учитывать случившееся после лета 2021 года нарушение глобальных цепочек поставок, приведшее к растущему противоречию между нарастающим «послековидным» спросом на этикетку и сокращением поставок электроэнергии, сырья, химикатов, дефицитом рабочих ресурсов и транспортных средств.

Кроме того, в первой половине 2022 года европейская этикеточная индустрия была частично парализована длительной забастовкой UPM. Это не только ограничило запасы бумажной этикетки на складах, но, что еще более важно, отрезало от рынка более чем на 100 дней значительную часть поставок силиконизированных лайнерных основ.

Отрицательный эффект от случившегося был частично смягчен в первом квартале теми существенными запасами сырья, которые были сформированы на предприятиях в последнем квартале 2021 года. Запасы были сделаны в ожидании роста цен на сырье и прогнозируемое время увеличения его поставок.

Однако, во втором квартале объемы производства существенно упали, а сроки выполнения поставок выросли до 5-6 месяцев. Изготовители этикеток стали получать сырье по квотам, частично спрос на материалы было скомпенсирован смещением акцентов на выпуск пленочных этикеток.

В последнем полугодовом отчете, опубликованном на FINAT Radar, указывалось, что 60% производителей этикетки, опрос которых производился этой весной, пострадали от сокращения объемов производства именно в результате нарушения цепочек поставок. И хотя забастовка закончилась прямо перед Пасхой, в отчете говорилось, что отставание вряд ли сможет быть скомпенсировано до наступления осени.

В-третьих, финансовые потери от ограничения в объемах поставок самоклеящихся материалов могли бы быть скомпенсированы растущим спросом на этикетку, но экспоненциальный рост цен на энергоносители и сырье, а также практически двойные цифры инфляции на рынке потребительских товаров и текущая политическая ситуация «съедают» возможные доходы, резко увеличивают расходы потребления.

Как отмечает FINAT, спрос на самоклеящиеся ролевые материалы всегда являлся одним из ключевых индикаторов роста европейского ВВП. И хотя корреляция между этими показателями была заметно нарушена сбоями на рынке потребления в ковидные времена, текущая отрицательная динамика дает основание аналитикам организации прогнозировать грядущие перемены (не исключено, положительные) в европейской экономике в течение ближайших месяцев.

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru