Что может, а что не может калибровка цветопередачи печатного устройства

Владельцы разнообразных печатных устройств достаточно часто сталкиваются с ситуацией, когда цвет на печати не соответствуют их ожиданиям, и задумываются о калибровке цветопередачи своего устройства. Но перед тем как принимать решение о калибровке, весьма полезно понимать, что она может, а что нет.

Что может, а что не может калибровка цветопередачи печатного устройства
Что может, а что не может калибровка цветопередачи печатного устройства
Об авторе
Сергей Зинченко. По образованию инженер-физик. В допечатной подготовке с 1990-го. В 90-е работал в издательствах «Мастер» и «Аргус», с 1998-го и по сей день —
в компании «Август Борг».
Активный участник сообщества rudtp. Сайт автора

Первый важный момент. Откалибровать можно только достаточно стабильное устройство. Чем оно стабильнее, тем лучше будет результат. Для проверки стабильности не нужны ни специалисты, ни приборы. Достаточно просто выбрать несколько изображений, напечатать их через некоторые промежутки времени (например, с интервалом в день) и сравнить между собой. Те, кто хочет более жёсткий тест, могут расположить на листе рядом с тестовыми изображениями плашку, залитую цветом C-50, M-40, Y-40, K-0. При этом важно, чтобы изображения всё время печатались с одними и теми же настройками печати и на одном и том же материале. Если визуально картинки значительно отличаются, то обращаться нужно не к специалисту по калибровке цветопередачи, а к сервисному инженеру вашего устройства.

Если удалось добиться стабильности устройства, то половина задачи уже решена — повторить через некоторое время свой собственный тираж будет возможно. И можно переходить к собственно калибровке, которая решает вторую половину задачи — согласованность цветопередачи печати с заказчиками.

Второй важный момент. Каждое устройство может воспроизвести некий набор цветов, называемым цветовым охватом. На планете нет печатающих устройств, которые могли бы воспроизвести все цвета, которые может видеть человек. Никакая калибровка не может обеспечить печать цветов, находящихся вне охвата печатающего устройства. Чаще всего это очень яркие и очень насыщенные цвета.

В том числе и поэтому профиль не спасёт ситуацию когда один из базовых красителей по своим цветовым характеристикам не дотягивает до стандартных значений или хотя бы до оригинальных расходных материалов.

Третий важный момент. После калибровки высока вероятность того, что печать по-новому не будет похожа на предыдущие отпечатки, так как после калибровки и профилирования устройство будет настроено, а ранее оно печатало с какими-то дефолтными настройками и профилями.

Теперь собственно о том, что может калибровка.

Первое. Калибровка настраивает устройство таким образом, чтобы его цветовой охват был максимально возможным для этого устройства. То есть чтобы оно могло воспроизводить максимально возможное количество цветов (его цветовой охват был максимален).

Второе. В результате калибровки делается характеризация устройства. То есть для разных значений (обычно процентов CMYK, но возможен вариант и RGB) во входном файле измеряется цвет, получаемый при печати на устройстве. Эти данные записываются в виде так называемого ICC профиля (или ещё его называют профайлом). То есть характеризация — это, по сути, таблица соответствий «было (в исходном файле) – стало (на сделанном отпечатке)».

Далее с использованием этого профиля устройство может печатать согласно определённому стандарту. Чаще всего используют стандарт ISO для листовой офсетной печати (если охват устройства это позволяет). Таким образом, на разных устройствах можно получать одинаковые по цвету изображения. То есть заказчик продукции сможет сделать в репроцентре цветопробу по согласованному с вами профилю (тому же ISO), и вы сможете напечатать тираж, соответствующий этой пробе.

Третье. После калибровки, при наличии спектрофотометра, вы можете поддерживать стабильность цветопередачи, даже при небольшой нестабильности вашего устройства достаточно несложной процедурой линеаризации, которая заключается в измерении шкал с разными процентами только чистых цветов триады и занимает пару минут.

Теперь о том, чего калибровка не может.

Калибровка не может волшебным образом сделать так, чтобы все ваши отпечатки стали похожи на присланные клиентом в мессенджере фотографии. Это невозможно в принципе, поскольку клиент видит эту фотографию на экране своего смартфона, а вы своего. А эти экраны показывают изображения по-разному.

Калибровка не может волшебным образом сделать так, чтобы все ваши отпечатки стали похожи на предоставленные клиентом отпечатки, сделанные в других компаниях и на другом оборудовании. Эта задача в принципе решаема, но ручной цветокоррекцией индивидуально каждого такого изображения (если, конечно, оборудование, на котором печатался образец, не было калибровано и вам не предоставили стандарт, согласно которому оно печатало). Но тут калибровка тоже может помочь, поскольку она даёт вам информацию о том, как печатает ваша машина.
Калибровка не может волшебным образом сделать так, чтобы на вашем устройстве стали воспроизводиться пантоны, которые не содержатся в охвате вашего устройства. Но она позволит точнее воспроизводить пантоны, которые содержатся в охвате, и лучше подбирать наиболее близкий цвет к тем пантонам, которые в охвате не содержатся.

Калибровка не может волшебным образом сделать так, чтобы на вашем устройстве чистые базовые цвета (Голубая, Пурпурная, Жёлтая, Чёрная) неоригинальных производителей стали печататься как у оригинальных расходных материалов, ситуация может немного улучшиться по цветовому тону, но не по чистоте цвета и насыщенности.

P. S. В случае многополосной продукции, напечатанной в другой типографии, при благоприятном дизайне и звёздах на небе существуют техники, позволяющие осуществить автоматическую переделёжку под другое печатное устройство. Но они требуют весьма квалифицированного специалиста.

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru