Индекс здоровья российского бизнеса по итогам второго квартала 2023 года достиг максимального значения в период с 2019 по 2023 год. Средний показатель согласно методике аналитиков сервиса Calltouch составил 69 баллов. Наиболее высокие темпы восстановления показали малые предприятия — индекс здоровья 76 баллов.
Индексом зафиксирован рост в большинстве исследуемых секторов: в 11-ти направлениях из 20-ти. Наибольший прирост показал автобизнес (+22 балла) в связи с появлением на рынке большого количества новых брендов и включением рынка подержанных автомобилей. Также в топ наиболее динамично развивающихся бизнес-сфер вышли туристическая отрасль (+7 баллов) за счёт активизации внутреннего туризма, и транспорт (+10 баллов) из-за перестройки логистических каналов. Самые высокие темпы роста, по данным исследователей, отмечаются у российских рекламных и маркетинговых агентств (37%), в сфере связи и телекоммуникаций (22%) и у компаний из сферы охранной деятельности (18%).
У среднего бизнеса, согласно исследованию, число клиентов выросло на 22%, у малого — 14%, в микробизнесе — 9%. В финансовом секторе количество уникальных заявок на оказание профильных услуг сократилось за прошедший год на треть.
Обороты отечественного бизнеса во всех отраслях показывают положительную динамику при сравнении данных второго квартала 2023 года относительно аналогичного периода прошлого года. Наибольший прирост оборота наблюдается в следующих категориях:
- «Интернет-магазины». Рост составил 63%.
- «Реклама, СМИ, продвижение, полиграфия». Рост — 45%.
- «Кино, звукозапись, телевидение, радио, издательство». Рост — 42% (благодаря популяризации отечественных цифровых сервисов).
Число открытых вакансий в малом бизнесе — на 66%, микробизнесе выросло на 54%, в среднем бизнесе — на 44%. В малом бизнесе 11-кратный рост спроса на сотрудников зафиксирован у подрядчиков hh.ru в машиностроении, в металлообработке спрос (в 4,8 раз) и автомобильном бизнесе (более чем 4-кратный рост). Средний бизнес наиболее активно искал работников в следующих отраслях: общественная деятельность и туризм (в обоих рост вакансий в 2,5 раза г/г), тяжелое машиностроение (в 2 раза).
При сравнении предложений медианная заработная плата также выросла:
- в микробизнесе — на 11% (с 53,4 до 59,4, тыс руб);
- в малом бизнесе — на 18% (с 52,1 до 61,4, тыс. руб);
- в среднем бизнесе — на 9% (с 55,1 до 60,2, тыс. руб).
Рост спроса на услуги в рекламе и маркетинге составил 153%: в Екатеринбурге — 243%, в Нижнем Новгороде — 236%, в Новосибирске — 204%, в Москве — 195%, в Санкт-Петербурге — 182%. Увеличилося спрос на услуги по созданию и продвижению сайтов: в Москве — 149%, в Санкт-Петербурге — 148%, в Новосибирске — 184%, в Красноярске — 182%, в Омске — 327%.
Артур Саркисян, коммерческий директор Calltouch отметил: «Количество потенциальных клиентов (лидов) у малого бизнеса выросло на 14% — это говорит о том, что многие компании успешно перестроили свои маркетинговые стратегии после отключения части каналов и нашли эффективные инструменты для привлечения клиентов. Видим, что ситуация подтолкнула малый бизнес к более внимательному изучению и сегментации своей аудитории, а также точечной адаптации своих предложений для клиентов».
Исследование проводилось совместно с hh.ru и банком «Точка».