Анализ развития производства этикеток в Европе на форуме ELF 2024

Европейский форум производителей этикеток FINAT ELF 2024, прошедший весной в Афинах начался с оценки делового климата в индустрии. Эта вступительная сессия представила критический анализ текущих экономических условий и проблем, с которыми сталкивается сектор — экономической неопределенностью, инфляцией и изменением поведения потребителей.

Европейская индустрия печати этикеток в настоящее время работает в сложной экономической среде, отмеченной несколькими ключевыми факторами.

Постоянная и высокая инфляция
Инфляция по-прежнему обусловлена ​​ростом цен на энергоносители, что в свою очередь привело к росту расходов как для потребителей, так и для предприятий. Это инфляционное давление потребовало повышения процентных ставок, направленного на сдерживание инфляции, но эти меры также увеличили стоимость заимствований, усложнив принятие инвестиционных решений для многих компаний.

Медленный экономический рост
Ряд европейских стран столкнулись с тем, что можно описать как «техническая рецессия». В то время как рынок труда остается напряжённым, способствуя росту заработной платы, такая динамика также усугубляет инфляционное давление, ещё больше усложняя бизнес для производителей этикеток.

Политическая неопределенность
Выборы и смена правительств по всей Европе добавили ещё один уровень неопределенности, затрудняя для компаний планирование и инвестирование. Эта политическая нестабильность способствует более широким экономическим проблемам, с которыми сталкивается индустрия этикеток.

Проблемы с избыточными запасами
Этикеточная индустрия столкнулась с последствиями избыточных запасов, которые возникли во время сбоев в цепочке поставок в 2022 году. Это привело к значительному падению спроса на новые этикеточные материалы в 2023 году, что усугубило текущие трудности отрасли. Однако в первой половине 2024 года уровень запасов, по-видимому, вернулся к норме.

Согласно данным, представленным на форуме, европейский рынок этикеток пережил в 2023 году заметный спад. Резкое падение спроса на этикеточные материалы в 2023 году составило 25,8% по сравнению с предыдущим годом и вернуло потребление к уровню, который в последний раз наблюдался в 2013 году. Это снижение было в значительной степени обусловлено усилиями по сокращению запасов, поскольку переработчики работали с избыточными запасами, накопленными во время сбоев в цепочке поставок в предыдущем году. Однако в первой половине 2024 года спрос на этикеточные материалы начал восстанавливаться.

Вступительную презентацию «Европа в новую эпоху империй» сделал бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт, который страстно отстаивал необходимость более сильного, более интегрированного ЕС перед лицом угроз со стороны новых империй. «Китай и Индия — это не страны, а цивилизации. То же самое касается США и России», — сказал он. — Следующее десятилетие станет временем жестокой конкуренции между этими большими странами или «империями». Не будет места для стран, не находящихся под зонтиком империи. Швеция и Финляндия недавно стали членами НАТО. Почему? Потому что они хотят безопасности и стабильности в мире, где доминирует конкуренция между столькими крупными образованиями. Эта конкуренция экономическая, технологическая и военная».

Аналитик рынка этикеток в AWA Alexander Watson Associates Анум Джавед Бег и управляющий директор FINAT Жюль Лежен представили основные выводы последнего отчета FINAT RADAR.

«Прошлый год был самым кошмарным с точки зрения спроса на этикетки с тех пор, как мы начали регистрировать цифры в начале 2000-х», — сказал Лежен. — Влияние сокращения запасов составило более 2 млрд кв. м потерянного производства этикеток».

Спрос на различные типы этикеточных материалов также претерпел структурные сдвиги.

Плёночные рулонные этикеточные материалы. Несмотря на общее сокращение рынка, доля пленочных рулонных этикеточных материалов продолжала расти и в 2023 году достигла почти 30% рынка. Этот рост обусловлен растущим использованием рулонов полипропилена (ПП), особенно в высококачественных плёнках для оформления продукции в таких секторах, как здравоохранение, косметика и продукты питания, где высоко ценятся прозрачность и внешний вид «без этикетки».

Прямые термоэтикетки. Наблюдается рост использования прямых термоэтикеток, особенно в приложениях, требующих краткосрочных переменных данных, таких как логистика интернет-магазинов и управление запасами. Эта тенденция отражает более широкий сдвиг в сторону электронной коммерции и автоматизации процессов.

Спад в сегменте белых немелованных и листовых этикеток. Доля рынка немелованных рулонной и листовой этикетки сократилась вдвое с 2005 года, что отражает изменение предпочтений потребителей и растущую важность дифференциации брендов за счет высококачественной упаковки.


Оценивая перспективы, форум выразил осторожный оптимизм, сдерживаемый значительными рисками и неопределенностями. Ожидается умеренное экономическое восстановление, поскольку инфляция постепенно снижается, а доверие потребителей улучшается. Однако это восстановление, вероятно, будет неравномерным.

Недавние изменения в схемах расширенной ответственности производителей (EPR) подталкивают компании брать на себя большую ответственность за воздействие своей продукции на окружающую среду, включая этикетки. Это стимулирует спрос на экологически чистые материалы, такие как переработанная бумага и биоразлагаемые субстраты, и подталкивает компании оптимизировать процессы закупки этикеток для сокращения расходов и отходов.

Ожидается, что инвестиции в цифровизацию, автоматизацию и технологии интеллектуальной маркировки возрастут, поскольку компании стремятся повышать эффективность и оставаться конкурентоспособными. Эти инновации, вероятно, сыграют решающую роль в формировании будущего индустрии этикеток, особенно в таких областях, как автоматизация процессов и прозрачность цепочки поставок.

Текущая геополитическая напряженность и другие международные неопределенности продолжают оказывать давление на экономические настроения. Для повышения производительности и поддержки долгосрочного роста необходимы структурные реформы, но они, вероятно, будут осуществляться медленно, что усугубляет неопределенность, с которой сталкиваются предприятия.

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru