Библиотеки цветов Pantone, которые в настоящее время используются как предварительно загруженные в Adobe Photoshop, Illustrator и InDesign, будут исключены из ПО с 31 августа 2022 года (за исключением PANTONE+ CMYK Coated, PANTONE+ CMYK Uncoated, PANTONE+ Metallic Coated). Все актуальные электронные библиотеки цветов Pantone для различного ПО доступны по платной подписке через Pantone Connect. Adobe заявила, что изменения произошли потому, что лицензирование библиотек Pantone было скорректировано. Ряд экспертов выразил мнение, что компании просто не договорились о цене.
О том, что часть электронных библиотек Pantone будут удалены из программ Adobe мы уже писали ранее. Сейчас уточним, что произойдёт 31 августа, согласно официальному сообщению Adobe. Printweek, кстати, называет дату 16 августа. Итак, все библиотеки цветов Pantone, предустановленные в Photoshop, Illustrator, InDesign, Color, Capture, кроме указанных выше, будут удалены из будущих обновлений программного обеспечения Adobe.
Существуют опасения, что типографии могут оказаться крайними в случае возникновения несоответствия цветов, если дизайнеры не поймут должным образом произошедших изменений или возникнет разница в версиях библиотек при передачи файлов вёрстки. Так что же делать? Не обновлять ПО Adobe? Эксперт Билл Гринвуд рекомендует отделам допечатной подготовки создавать резервные копии файлов и пресетов Pantone для дальнейшего использования: «В любой из папок приложений Adobe Creative Cloud (Photoshop, InDesign или Illustrator) найдите папку Presets. Внутри находится ещё одна папка, обычно это Swatch Libraries, Color Swatches или что-то в этом роде. Выберите все файлы, в именах которых есть Pantone и расширение .acb. Скопируйте их в другую папку в вашей системе».
Пользователи в группах предлагают обходные пути. Например, Пол Нюландер опубликовал способ добавления в палитры плашечных цветов, которых нет в устаревших библиотеках Pantone, установленных в настоящее время в InDesign, таких, например, как цвет 2022 года 17-3938 TCX Very Peri. Разработчики профессионального ПО для работы с цветом, такие как GWG, предлагают свои рецепты. Своё решение c.CLOUD* предложила, к примеру, и SAUERESSIG e.GEN.
В целом ситуация оценивается как не очень толковая. Вот что пишет Маттиас Бетц из Proof GmbH: «То, что Adobe и PANTONE в последние годы все больше отдаляются друг от друга, было заметно уже не первый день. Интеграция текущих библиотек PANTONE была вялой, а в последнее время и вовсе перестала быть автоматической. Каждый, кто хотел получить текущие библиотеки, должен был экспортировать их через PANTONE Color Manager и импортировать в программное обеспечение Adobe, утомительный и подверженный ошибкам способ.
Будет ли это волновать пользователей? Каждый, у кого на компьютере есть дизайны в цветах PANTONE, по-прежнему имеет все цвета в своем программном обеспечении: каждый AI или EPS из Illustrator, помещенный в InDesign, имеет созданные там точечные цвета PANTONE, импортированные непосредственно в InDesign. И ещё один цвет также быстро создается вручную, ну, может быть, не с последними значениями LAB от PANTONE, но эквивалент CMYK из нутра тоже хорош, чтобы иметь возможность оценить цвет на экране. Поэтому я не думаю, что телефонные линии будут разрываться от звонков, потому что наши клиенты больше не могут найти свои цвета PANTONE».
Хольгер Эвердинг из freieFarbe так сформулировал в своём блоге претензии к PANTONE: «Недостаточное качество системы должно быть известно большинству читателей этих строк. Запутанное разнообразие цветовых справочников и содержащихся в них цветовых оттенков. Связанная с этим неполная интеграция программного обеспечения, недостаточная точность и высокий метамеризм цветовых справочников и оттенков, обусловленный различными производителями с различными бумагами и пигментами, очень жёсткая политика лицензирования, отсутствие свободно доступного источника цветовых значений».
Далее автор рассуждает насколько вреден будет и к чему приведёт раскол PANTONE и Adobe, предполагая, что оба партнёра всё же возьмут себя в руки. PANTONE пойдёт по пути изменения и смягчения ограничительной лицензионной политики последних лет: они должны предложить больше стандартных функций бесплатно для всех пользователей. Малые предприятия и дизайнеры хотят иметь неурезанную версию библиотек. В конце концов, Pantone — это всего лишь справочник, существует множество других способов определения цветов.
А Adobe? Adobe, несомненно, воспользуется возможностью объявить о поиске альтернатив для внедрения их в свои программы, чтобы освободиться от лицензионного давления PANTONE. В конце концов, конкуренция, как известно, стимулирует бизнес. И как только свободные цветовые системы, такие как свободная цветовая система CIELAB HLC, будут интегрированы в Adobe, PANTONE, несомненно, быстро поймёт, что у них нет монополии на специальные цвета.
Если бы Adobe интегрировала свободно доступные, точные и прозрачные цветовые системы в своё программное обеспечение, PANTONE, пришлось бы предпринять назревшие шаги, чтобы когда-нибудь вернуться в программное обеспечение Adobe. Если этого не произойдет, PANTONE быстро станет одним из динозавров цветовых систем, потому что более открытые и прозрачные системы существуют сегодня.
Надеемся, вас не утомил столь долгий пересказ мнений о проблеме, которая может коснуться каждого, кто имеет дело с плашечными цветами.
* При подключении к c.CLOUD, облачной базе данных цветов SAUERESSIG, пользователи Adobe и дизайнеры получают возможность использовать библиотеки цветов на основе свободно доступных спектральных данных (например, цветовой атлас freieFarbe CIELAB HLC). Существующие собственные стандарты цвета, а также цветовые прорисовки — например, разработанные в цветовой лаборатории c.INKTEC на основе настраиваемых и зависящих от процесса печати параметров — могут быть доступны в этом интегрированном цветовом облачном решении. Решение для управления цветом разработано в сотрудничестве с MATCHMYCOLOR. Для подключения c.CLOUD к продуктам Adobe предоставляется плагин для Adobe Illustrator и Photoshop, что позволяет сохранить привычный пользовательский интерфейс и сделать очень плавный переход от Pantone к c.CLOUD.