«20 лет в полиграфии». Семинар «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и партнёров в Пятигорске

imgp3237 Бизнес

Столица Северо-Кавказского федерального округа встретила по-летнему жаркой погодой, буйно цветущей зеленью и живописными панорамами предгорья Кавказа: в ясную погоду Эльбрус хорошо виден на горизонте из многих мест Пятигорска. Семинар собрал около сотни полиграфистов со всей России и был посвящён 20-летию компаний «ОктоПринт Сервис» и «Европапир», которые работают на российском полиграфическом рынке с 2003 года.

imgp3086

В приветственном слове директор по продажам, маркетингу и развитию бизнеса компании «Европапир» Владимир Данилов рассказал об основных вехах развития за этот период, обозначив существующее положение вещей и кратко обрисовав перспективы на ближайшее будущее, а руководитель отдела маркетинга «ОктоПринт Сервиса» Лариса Данилова представила темы и спикеров предстоящего семинара.

imgp3145

Далее слово взяла Любовь Баюшкина, главный технолог компании «ОктоПринт Сервис». Был подробно представлен ассортимент товаров компании, перечисление всех позиций которого может занять не один час. Остановимся лишь на некоторых интересных моментах выступления.

imgp3078

Среди новинок фолиевые металлизированные краски и довольно большой ассортимент лаков. Участникам семинара были выданы образцы — веера с примерами использования различных трафаретных лаков (пока что тестовые образцы, которые в ближайшем времени будут расширены и дополнены).

Открытие 2023 года — резина Augustit (пр-во Китай), которая позиционируется компанией как аналог Sava. Интересной особенностью большинства китайских резин является возможность повторного использования — резина хорошо отделяется по компрессионному слою, что позволяет применять резину уже для лакирования, несколько снижая расходы типографии.

Была представлена суперновинка — серия быстросохнущих листовых офсетных триадных красок с противоотмарывающей пастой RENK® DAIICHI-SPL, которая была протестирована стандартными способами (отмарывание, стойкость к истиранию, лакированию и проч.), а также была протестирована на стекле (тест на первоначальное открепление/прикрепление), пластике, металлизированном картоне, самоклейке. Результаты испытаний превзошли самые смелые ожидания: краска долго остаётся свежей, отлично показала себя в печати на тонких бумагах (для печати вкладышей фармацевтической упаковки).

Технический директор «ОктоПринт Сервис» Татьяна Климова пояснила, зачем компания создала собственные бренды — краски RENK®, лаки VERN®, клеи OKTOMELT®. Это было сделано по ряду причин, основная из которых — переориентация поставок из Еврозоны на поставщиков из Китая и Индии. Специалистами компании была проведена обширна работа, все поставляемые товары были тщательно протестированы. Если были необходимы модификации, краски, лаки и клеи дорабатывались производителями до требуемых характеристик. «ОктоПринт Сервис» является эксклюзивным поставщиком расходных материалов под вышеуказанными торговыми марками, и, покупая данные товары, клиент может быть полностью уверен в высоком качестве и соответствии реальных характеристик заявленным.

Отдельным блоком были представлены краски для печати упаковки пищевых продуктов, сертифицированные и рекомендованные непосредственно производителями продуктов питания. Была также отмечена возможность заказать смесевую краску по образцу — цвету пластиковой пробки, винилового ремешка или иного предмета. Специалисты компании успешно справляются с такими задачами.

imgp3115

Завершила выступление Любовь Баюшкина рассказом о полиграфической химии: смывках, буферных добавках, присадках, отметив при этом, что цена зачастую не является показателем качества товара. Был приведён ряд примеров, когда некачественная химия, смешение однотипных расходников разных производителей приводили к быстрому изнашиванию валов, забиванию трубок автоматической смывки образовавшимся в результате смешения гелем и, как результат, простоям и финансовым потерям. Данных проблем можно избежать, используя проверенную химию производства «ОктоПринт Сервис» или турецких производителей. С юмором было отмечено, что даже если представители типографий, присутствующие на семинаре, продолжают использовать дешёвые no-name присадки и агрессивные смывки, то новые валики на складах «ОктоПринт Сервис» также присутствуют. Была анонсирована возможность заказать валы у турецких производителей по чертежам клиента (после нескольких отгрузок нареканий к качеству валов нет).

Была озвучена возможность технологической помощи при переходе на бесспиртовой способ печати (и даже больше — в компании есть ряд технологов, которые могут провести технический аудит типографии, настроить работу всех участков и машин наиболее эффективно). Проблема качества спирта тоже была подробно раскрыта — спирты разных поставщиков тестируются непосредственно компанией и независимыми лабораториями. Такая услуга предлагается всем типографиям, и первой причиной обратиться за тестом является отсутствие характерного запаха при заданных 10% спирта на машине (среди этилового, изопропилового и метилового спирта последний отличается отсутствием запаха, при этом являясь опасным ядом).

imgp3092

Сергей Свирестелёв, директор по развитию продаж «ОктоПринт Сервис», принял эстафету и продолжил рассказ об ассортименте товаров компании. Из новых направлений были представлены краски для флексографической печати: спиртовые, водные, УФ-отверждаемые.

В 2023 году в России наблюдался бум установок флексографических машин для печати этикеток, тенденции к росту данного сегмента рынка в 2024 году сохраняются (ежемесячно устанавливается 2–3 печатные машины). Компания «ОктоПринт Сервис» располагает промышленными смесевыми станциями с большим объёмом выпуска готовой продукции, поэтому готова обеспечить потребителей качественными красками.

Среди таковых стоит особенно отметить краску для узкорулонной УФ-печати RENK® NewV Flex. Основная серия краски RENK® NewV Flex 4000 стандартной пигментации, позволяет печатать в том числе на термоусадочной этикетке (для упаковки соков, йогуртов, бытовой химии, которая затянута в термоусадочную плёнку).

Отдельной большой головной болью для типографий является печать чёрного цвета на флексографических машинах. Печатники сталкиваются с рядом проблем: краска не высыхает, отмарывается, в некоторых случаях цвет получается не чёрным, а бурыми или серым, в связи с чем типографии всегда стараются иметь в наличии три-четыре различных чёрных краски на своём производстве для подбора оптимальной на каждом тираже. Производитель краски RENK® NewV Flex 4000 в результате многочисленных тестов и целенаправленной работы создал чёрную краску, которая идеально ложится и в печати имеет насыщенный, чёрный как смоль цвет. При этом печатать можно не только с мелких, но и крупных анилоксов (то есть одной краской можно печатать и растровые градиенты, и сплошную заливку) — с тиражом будет всё в порядке, краска высохнет, не будет смазываться или отмарываться.

Ещё одна серия — краска RENK® NewV Flex 4010, обладает повышенной интенсивностью цвета (на 8–10% выше в сравнении с серией RENK® NewV Flex 4000). Кроме триадных, в этой серии можно отдельно рассказать о белой краске с высокой кроющей способностью. Одна из типографий при переходе на данный вид краски смогла уйти от второй секции с белилами, печать белого цвета краской серии 4010 с одной секции выглядит лучше, нежели печать белого цвета с двух секций краской другого производителя. Клиент был очень доволен: освободили секцию печатной машины и сократили расход краски.

imgp3165

Много времени было уделено рассказу об УФ-лаках. За последние два года рынок изменился кардинально. В 2022 году клиенты задавали только один вопрос: «У вас УФ-лак есть?», при этом даже не уточняя, какой нужен — глянцевый или матовый, готовы были брать любой. Сергей Свирестелёв с горечью признал, что был промежуток в несколько месяцев, когда лака не было никакого: поставки от Weilburger закончились, а от новых поставщиков ещё не начались. Сейчас же только глянцевых лаков есть около десяти позиций: глянцевый, высокоглянцевый, глянцевый антистатический, глянцевый термо и т. п. Поступает много запросов от типографий на различный «экзотический» лак: софт-тач, с эффектом «песка», с высоким подъёмом (похоже на эффект шрифта Брайля) и т. п., поэтому у компании всегда есть складской запас как минимум 2/3 перечня из каталога лаков.

В данный момент компанией тестируется ряд УФ-лаков с низкой миграцией (с низким остаточным запахом). Елена Ютишева, руководитель направления «Полиграфические лаки», добавила, что на все низкомиграционные материалы, представленные в ассортименте компании, есть соответствующие документы от производителей, подтверждающие, что данные продукты низкой миграции. И по запросам от производителей пищевой упаковки о содержании фенолов или других химических веществ предоставляются документы, подтверждающие их отсутствие.

На вопрос из зала: есть ли в ассортименте люминесцентные УФ-краски (с остаточным свечением в темноте) — Любовь Баюшкина ответила отрицательно, при этом добавив, что есть офсетные краски и трафаретный люминесцентный лак (люминофоры довольно крупные, и, чтобы добиться эффекта остаточного свечения, необходим довольно толстый слой материала, что достижимо только трафаретным способом печати).

Среди других направлений были отмечены промышленные клеи для офсетной продукции, ракельные ножи EcoGraph (швейцарский производитель, завоевавший высокое доверие на российском рынке, не прекратил поставки, но сейчас завозится параллельным импортом), анилоксовые валы китайских производителей, при этом полностью соответствующие характеристикам европейских валов. Как уже было отмечено выше, есть возможность заказать анилоксовые валы по собственным чертежам, поставки налажены.

imgp3128

Завершением первой части семинара стала презентация цифровых решений для автоматизации управления полиграфическим производством — Сергей Селезнев, генеральный директор компании «Моноритм», представил продукты ASystem и PrintEffect. Обе системы созданы специально для использования в полиграфии: предусмотрено множество специализированных нюансов, есть возможность настраивать любые технологические процессы, вплоть до самых сложных. По сути, программы являются универсальным инструментом для эффективного управления полным циклом производства — от планирования и закупки материалов до расчёта заказа и корректировки следующего цикла производства. Важной особенностью является возможность перехода с младшей версии системы PrintEffect на старшую ASystem без потери наработанных баз данных. Есть ведение склада, система интегрируется с 1С и умеет «практически всё» (кроме ведения бухгалтерского учёта). Подходит не только для типографий, но также для производителей наружной рекламы и сувенирной продукции.

Самый сложный этап в использовании данных продуктов — это процесс внедрения на производство, он же является и наиболее длительным. Хороший срок внедрения по меркам компании — шесть месяцев, в течение которого в программу вносится структура предприятия, настраиваются технологические цепочки, а сотрудники знакомятся с интерфейсом и обучаются работе с приложением.

Была озвучена стоимость базового внедрения программ: цена PrintEffect начинается от 200 тысяч рублей, Asystem — от одного миллиона двухсот тысяч рублей. В среднем для предприятия на 20–30 рабочих мест программа обойдётся в 2,5–3 миллиона рублей. По отзывам менеджеров некоторых типографий, использующих данные решения, программа не проста в освоении, но после нескольких недель обучения и практики вести учёт и делать расчёт заказов получается довольно легко.

imgp3131

Вторая часть семинара была посвящена актуальному ассортименту бумаги и картона. Первой выступила по видеосвязи из Москвы Елена Родионова из компании «Европапир» и подробно представила ассортимент китайских премиальных дизайнерских бумаг.

Основным поставщиком взамен европейских стал китайский производитель бумаг TPG. Компания «Европапир» является официальным представителем завода не только на российском, белорусском и казахском рынках, но также и в европейских странах. Но, помимо TPG, компания «Европапир» продолжает реализацию бумаг европейских производителей, не попавших под санкции, таких как Munken, Crush, Remake, Classy Covers и Nautilus.

Основное отличие китайских бумаг от европейских в том, что для их производства используется целлюлоза с длинным волокном, и основной упор делается на производстве бумаг для упаковки, где важно, чтобы бумага на сгибах не растрескивалась и не рвалась. Результатом такого целенаправленного развития бумаг стала их популярность у большого числа всемирно известных компаний, использующих бумагу TPG для упаковки своих товаров, среди которых Gucci, Giorgio Armani, Dyson, Ikea и многие другие бренды.

Вопросы слушателей в основном касались альтернатив ушедшим европейским брендам, а именно, чем заменить ту или иную бумагу. Большинству позиций найдены достойные аналоги, но некоторым, таким как фотобумага E-PHOTO LUSTER от Felix Schoeller (Германия), замены, к сожалению, не предвидится.

Отдельным блоком был представлен «Сыктывкарский ЛПК» — предприятие с 55-летней историей выпуска бумаги и картона, ныне производящее более миллиона трёхсот тысяч тонн продукции ежегодно. Елена Березина, руководитель отдела маркетинга, представила зонтичный бренд «Коми». Теперь под этим брендом будет объединена вся основная часть продукции комбината: бумага для полиграфии, картоны и целлюлоза.

Менеджер по продажам Ольга Соболева представила книжную бумагу KomiStory, которая производится комбинатом уже полтора года и пользуется большим успехом на рынке (и не только российском). Бумага тёплого кремового оттенка (белизна 66–68%) и для этого типа бумаги имеет чрезвычайно высокую пухлость — 2,6–2,8 (для сравнения, у обычной офисной бумаги показатель пухлости 1,3). Бумага поставляется в трёх плотностях, пухлая и каландрированная.

Среди необычных характеристик данной бумаги — нормированные оттенок и толщины материала (тогда как среди базовых книжных продуктов обычно нормируется только граммаж). Контроль данных характеристик был введён для удобства использования бумаги в типографиях — зная их, можно точно рассчитать толщину корешка будущего изделия (что невозможно сделать, основываясь только на весе квадратного метра бумаги). Нормирование оттенка цвета самим комбинатом позволяет использовать бумагу разных партий в одном тираже — цвет бумаги всегда будет стабилен, в книжном блоке не будут присутствовать листы разных оттенков.

Бумага состоит из 100%-й древесной массы, и интересен дополнительный способ отбеливания бумаги, который использует комбинат. При осенней заготовке засыпают смесью снега и щепы и промораживают естественным зимним холодом (получая так называемую замороженную ель для дальнейшего производства). Такой необычный способ заготовки леса позволяет сохранить некоторые свойства древесины, что также добавляет несколько процентов к белизне готовой продукции.

Среди новых продуктов на данный момент комбинатом тестируются высококаландрированная бумага повышенной белизны (для печати вкладышей для лекарств, косметики и технических инструкций), потребительская бумага формата А4 (для письма, черчения или рисования) и бумага-основа под нанесение термопокрытия (основа для чековых лент, термоэтикеток и самоклеящейся бумаги). А бумага для цифровой печати Cartblank Digi форматов А3 и А4 уже отгружается и доступна для заказа.

Менеджер по продажам Ирина Черных представила потребительские и тарные картоны производства «Сыктывкарского ЛПК» — это 100%-е целлюлозные, двухслойные, немелованные картоны, такие как:

  • Картон-основа KomiPak высококлееный картон, устойчивый к перепадам температур и влаги. Используется для упаковки гейбл-топ, для молочных продуктов недолгого хранения 7–10 дней; торцевая впитываемость проверяется в растворе молочной кислоты. Производится в граммажах 280, 295 и 325 г/м2.
  • Картон-основы KomiBase — бело-бурый картон, и KomiBase Lux — белый картон с яркостью 80%. Высококлееные картоны производятся в граммажах 180, 200, 220, 240, 260 и 280 г/м2. Картон-основы используются с экструзионной ламинацией для производства одноразовой посуды: одноразовые стаканы для горячих и холодных напитков; посуда для фастфуда, коробки, лотки, тарелки, различные контейнеры и многое другое. На данный момент на рынке представлена уже версия KomiBase Lux 3.0, увеличена толщина и жёсткость картона, торцевая впитываемость проверяется в растворе кофе.
  • Картон-основа KomiBase Aseptic — высококлееный картон, производится в граммажах 200, 220, 280, 295 и 325 г/м2, используется с экструзионной ламинацией для упаковки для жидких пищевых продуктов, длительного хранения продукции от 6 месяцев: молочных продуктов, соков, вина. Торцевая впитываемость проверяется в растворе перекиси водорода.

На тестах в данный момент находится картон KomiWhite Digital для цифровых печатных машин. Ну а бело-бурый картон для плоских слоёв гофрированного картона KomiWhite всем хорошо известен, так как представлен на рынке уже более 20 лет.

Cамые внимательные слушатели получили сувенирные подарки от «СЛПК» за правильные ответы на вопросы.

imgp3185

В финале состоялись доклады руководителей по развитию направлений компании «Европапир». Первым из них выступил Павел Боков («Мелованные и специальные бумаги»), который кратко рассказал о широкоформатных и рулонных бумагах — мелованных, книжных, самоклеящихся и самокопирующихся. Легкомелованная бумага «Кама» и книжная бумага «Сыктывкарского ЛПК» были представлены вскользь, так как первая известна на рынке, а вторую подробно представили на мероприятии ранее. Самокопирующиеся бумаги имеют хотя и узкоспециализированный, но «многотонный» спрос (проектные или ведомственные заказы) и поэтому присутствуют на складах всегда.

Основное внимание Павел уделил самоклеящимся бумагам. С одним из производителей такой бумаги — словенским Muflon, «Европапир» сотрудничает уже более 15 лет, со вторым — китайским Davos Industrial, чуть более года. Исторически сложилось, что компания «Европапир» работает на рынке листовой самоклейки и занимает на нём существенную долю. Поставка в джамбо-ролях (jumbo roll) осуществляется без каких-либо ограничений. Разница в цене между флатованным и ролевым материалом несущественна.

Основной разницей между материалами всё же является то, что в рулонах бумага изготавливается на глоссированной 60-граммовой подложке, а в листах — на крафтовой 80-граммовой. Это сделано для увеличения количества погонных метров в рулоне (и, соответственно, уменьшения количества склеек во время печати). А в листовой продукции подложка нужна более плотная, чтобы обеспечивать несворачиваемость листа. В плёнках подложка ещё прочнее (125 г/м²), так как в процессе нагревания или остывания плёнка может «скрутить» материал.

Тестовая партия новинки от китайской компании Davos Industrial — самоклеящаяся крафт-бумага Kraft Brown, разошлась в короткие сроки. Она может применяться для этикеток, имитирующих «домашние» продукты — соленья, самогон, или для наклеек, имитирующих сургучные печати.

В качестве новинки от компании Muflon была представлена серия текстурированных бумаг для винных этикеток — лён, яичная скорлупа и т. п. Тут уже со стороны присутствующих в зале представителей типографий начались вопросы, и некоторые крайне неудобные. Диалог получился очень живым и честным. Специалисты «Европапир» продемонстрировали не только глубокое владение вопросами, но и рассказали о некоторых внутренних регламентах работы компании.

Muflon сохранила технологии производства ещё со времён югославского Гознака и имеет опыт производства банкнот, векселей и ценных бумаг, поэтому в ассортименте компании присутствует бумага для виз, на которой можно изготавливать защитные акцизные марки для алкогольной продукции.

Одним из вопросов был срок поставок самоклеящейся бумаги для винной этикетки (вышеуказанных новинок от Muflon), так как запуск в производство — это довольно длительный процесс: поставка пробного рулона бумаги, тестовая печать, затем тестирование тиража на упаковочных или этикеточных автоматах и после этого — заключение, подходит такая бумага или нет. По словам представителя «Европапир», в ближайшее время начнётся наполнение филиалов образцами бумаг, и по результатам запросов будет решаться вопрос о поставке тестовых партий.

Одна из типографий, присутствующая на семинаре, приняла решение отказаться от самоклеящейся бумаги Muflon, аргументируя тем, что клеящий слой стал весьма низкого качества. Но, по всей видимости, это был единичный брак, так как, по словам Павла Бокова, уровень продаж данной бумаги стабильно держится на уровне 100 тонн в месяц (а это около 30% от всех производственных мощностей Muflon, и, если бы проблема была массовой, о ней бы узнали задолго до семинара). При возникновении вопросов по качеству материалов «Европапир» рекомендует клиентам оформлять претензию, заменяет товар на аналогичный (если таковой присутствует на складе) и ставит в известность производителя, который в свою очередь устраняет проблему.

imgp3193

Последним выступал Вячеслав Брагин, руководитель по продвижению направления «Упаковка». Его выступление стало одним из самых ярких моментов вечера. Тут дискуссия приобрела характер спора, но несмотря на это дружеская атмосфера давно знающих друг друга людей не покидала зал и после продолжительных прений плавно перекочевала в ресторан.

Вячеслав Брагин пригласил слушателей к диалогу и кратко ознакомил с производителями картона. Из макулатурных картонов в портфеле компании представлен только один — Kartonsan. Большое количество типографий жаловалось на качество этого картона или, как верно заметили на семинаре, «на его отсутствие» (рыхлость, пыльность, расслаивание). Поэтому компанией было принято решение, что картон данного производителя будет поставляться только под конкретные проекты, складских запасов больше не будет.

Больше всего вопросов и обсуждений в этой части семинара было посвящено картону «Кама». К упаковочным картонам «СЛПК» и китайских APP и Chenming Paper у типографий вопросов практически не возникло.

«Кама» является драйвером компании «Европапир» в секторе упаковочных картонов — с 2021 года «Европапир» уже отгрузил более 45 тысяч тонн. Цель компании на 2024 год — сохранить лидирующие позиции в дистрибуции и достичь отметки в 25 тысяч тонн. Производитель картонов «Кама» прошёл сложный путь: начиналось производство на импортном сырье и химикатах, поставки которых в определённый момент прервались, и завод был вынужден менять техпроцесс и заново совершенствовать качество выпускаемой продукции.

Вячеслав Брагин выразил удивление тем, что типографии, несмотря на наличие претензий, редко оформляют их официально. Таковые можно пересчитать буквально по пальцам, отметил он. А между тем эти документы важны по нескольким причинам, главная из которых — завод получит обратную связь от потребителя картона и будет обязан отреагировать на возврат и принять решения, чтобы устранить проблему в дальнейшем.

Отдельно был отмечен картон Kama Pharma как флагманский продукт производителя. Он не нуждался в особом представлении, поскольку у слушателей сразу возник ряд вопросов. В частности, ряд претензий высказал Зураб Братов (типография «Плехановец»), первая из которых касалась кислотности и щёлочности поверхностного слоя. Также при работе пантонами по данному картону оттенок цвета отличается от оттенков, полученных на аналогичных картонах китайских производителей. В итоге было найдено решение: заказывать смесевую краску с учётом особенностей данного картона.

Следующая дискуссия разгорелась после представления картона Kama Project GC2. Он позиционируется как альтернатива макулатурному картону Kartonsan и картону от «Добруша». Картон получился экономически интереснее для многих типографий на некоторые виды работ, что вызвало повышенный спрос на данный продукт в сравнении с Kama Strong. «Кама» планирует поставлять на рынок порядка 3 тысяч тонн такого картона в месяц, из них около 1,5 тысяч тонн будет отдано на дистрибуцию. Это означает, что «Европапир» получит около 700 тонн. Но сохраняется высокая вероятность того, что выпуск данного вида картона может быть прекращён, и компания рекомендует типографиям сосредоточить своё внимание на картоне Kama Strong.

По словам Зураба Братова, макулатурный картон нужен рынку, и характеристики макулатурного картона в некоторых видах упаковки очень трудно заменить снижением плотности чистоцеллюлозного картона Kama Project GC2. И посетовал на ещё одну «нестабильную» характеристику картона — толщину, которая отличается от партии к партии. С его стороны поступило предложение контролировать партии картона, поступающие на склады «Европапир». При несоответствии характеристик заявленным не отказываться от партии, а при перепродаже указывать реальные характеристики картона. И если типография ещё может приноровиться к иной толщине картона, его пухлости, то для производителя упаковки это критичный момент — упаковочные автоматы, отлаженные на характеристиках одного картона, останавливаются при несоответствии характеристик входящей упаковки, что приводит к рекламациям и неизбежным при этом простоям.

Генеральный директор типографии «Колибри» Алексей Шадрунов поделился краткой историей развития производства отечественного картона, которую хорошо знает изнутри, так как работает непосредственно в данной сфере с 1986 года. Алексей выразил искреннюю радость от того, что наконец-то в России появился свой мелованный картон с понятным ценообразованием и логистикой. Отдельно Алексей поблагодарил менеджеров компании «Европапир», высоко оценив их работу и поддержку в трудное нестабильное время.

Вячеслав Брагин рассказал о перспективах картона «Kама». Фабрика может выпускать порядка 220 тысяч тонн продукции в год, и достигаться такая производительность будет только за счёт уменьшения простоев оборудования для перенастройки, а значит и уменьшения ассортиментного ряда. На дистрибуцию будет поступать порядка 150–160 тысяч тонн, поэтому картон «Kама» будет интересен всем и всегда. Вячеслав посоветовал типографиям учиться работать на отечественном картоне и обязательно давать обратную связь производителю. Только с такой помощью комбинат может сделать достойный продукт.

Завершился семинар вопросом Вячеслава Брагина: «Кубаночка-то работает?» В ответ Зураб рассказал занятную историю. До того как Брагин перешёл в бумажный сектор, он работал в Heidelberg и устанавливал и запускал машину в типографии Зураба, обучал печатников. И каждой установленной машине он давал имя. Машине типографии «Плехановец» было дано имя Кубаночка.

На следующий день полиграфистов ждала увлекательная экскурсия по достопримечательностям Пятигорска, которая никого не оставила равнодушным, как и мероприятие «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и партнёров в целом.

Вячеслав Шмаков,
фото автора
специально для журнала «Индустрия печати»

«Индустрия печати» • PrintIndustry.ru